[B]Мария ХУГАШВИЛИ, студентка:[/B]<br>– Вопрос озадачил: поняла, что относительно давно не была в музее. Хотя и учусь в городе, где музеев более чем достаточно – в Санкт-Петербурге, с пандемией такой досуг себе организовать трудновато. В конце января мы с друзьями ходили в "Манеж". Это особое пространство в Питере – дом современного и концептуального, порой даже слишком, искусства, где выставки и проекты обычно весьма драматичны и мрачны. Однако межмузейный выставочный проект "Покой и Радость" был другим – светлым, легким, умиротворенным – это как раз то, чего нам так не хватало зимой. Современная экспозиции с облаками и качелями, картины зарубежных и отечественных классиков (Брюллов, Шишкин, Куинджи и др.) под фортепьянную композицию, написанную специально для выставки Антоном Батаговым. Так хмурой зимой я и мои товарищи замечательно провели время, а также получили интересный опыт благодаря гармонии разных видов искусства на одной площадке. Итог вечера: "Надо собираться и ходить в музеи чаще!"
Алана БИГУЛОВА, корректор, 33 года:
– Совсем недавно, в феврале, мы с мамой посетили в Художественном музее имени Махарбека Туганова выставку "Традиция", посвященную 100-летию Батра Калманова. Кстати, она включала в себя и работы народного художника СССР Виктора Орешникова и живописца Алана Калманова – сына Батра. Экспозиция была интересна тем, что на ней были представлены портреты тех, с кем был знаком сам Батр Калманов. Были представлены и натюрморты, и даже сюжетные картины. Но больше всего мне запомнилась картина Батра Калманова "Переодевание невесты". Сколько в этих лицах трепетного ожидания, волнения, радости! Видно, как художник хорошо изобразил этот старинный обычай.
Светлана КАЙТУКОВА, г. Алагир:
– В последний раз я была в Краеведческом музее в Марселе во время туристической поездки во Францию прошлым летом. Поход в этот музей запомнился навсегда. Одно из его помещений представляло собой комнату в обычном французском доме XVIII века. Вся семья собралась за столом в рождественский вечер. Фигуры людей были в натуральный рост, на столе – рождественский гусь и всяческие угощения, в углу комнаты – камин, у которого сидела бабушка. Стоило нажать кнопку на специальном пульте, как все "оживало": глава семьи принимался разрезать гуся, мама – раскладывать пирог по тарелкам, а бабушка – вязать. Мы, туристы, словно попали в ту эпоху. А другая кнопка служила, чтобы туристы могли прослушать рассказ об этом празднике, причем на десяти разных языках.
Рита БЕДОЕВА, студентка:
– Недавно мне довелось побывать на двух выставках в Художественном музее им. М. Туганова. На первом этаже галереи показаны работы современного художника-керамиста Виктора Решетникова под названием "Энигма". Название, конечно, говорящее, но "загадки" этого автора оказались для меня слишком замысловатыми. На втором этаже музея расположена выставка из собрания ставропольского коллекционера Григория Акименко, специализирующегося на японском искусстве: "Красота по-японски". Она произвела на меня большее впечатление. Уникальные и неприевшиеся глазу формы, фигуры и лица, изображенные на холстах или созданные из фарфора, приятно меня удивили. Сделала много фото на память. Для кого-то походы в музеи кажутся скучными, но, на мой взгляд, это идеальное времяпровождение для познания самого себя и окружающего мира.
Юрий ТОТРОВ, студент 5-го курса:
– В позапрошлом году я, проводя экскурсию по городу моему доброму знакомому из Невинномысска, зашел с ним в Музей истории Владикавказа, что расположен на углу улиц Революции и Кирова. Как гласила мемориальная табличка, здесь еще до революции располагались редакции газет "Терек" и "Казбек".
В музее много информации о С. М. Кирове, работавшем в "Тереке". Там же – старинные печатные станки, ресторанная мебель, много информации об истории города, образцы одежды, которую носили горожане в прошлом. Увидели и тачанку – участницу Гражданской войны.
В общем, еще много чего интересного можно перечислить, в том числе и такого, о чем прежде не имел представления. Мне и моему товарищу музей очень понравился.
Залина ХЕТАГУРОВА, корреспондент ГТРК "Алания":
− В последний раз я была не в музее, а в Выставочном зале Союза художников РСО–А на выставке молодых художников Ирбека Сабанова, Ирины Яковлевой и Лиры Алборовой. Живопись Сабанова мне хорошо знакома, за последние годы он организовал множество персональных выставок. Художник изображает реальный мир, но будто видит его через какую-то сказочную призму. Работы характеризуются искренностью, точностью, необычайной жизнерадостностью, красочностью, а также безграничной фантазией. А творчество Яковлевой и Алборовой стало для меня открытием, впервые оно представлено публике так развернуто.
Татьяна МАКУШЕВА, военнослужащая, г. Моздок:
– Я – не любительница ходить по музеям. Да и времени на это нет. Но случай "забросил" меня как-то в соседнее село Киевское, где учится сын знакомой. В местной школе есть краеведческий музей, куда мы зашли в ожидании, пока закончится урок. Зашли в комнату, где расположен музей. Как нам рассказали, экспонаты сюда принесли сами жители села. Здесь – и старинные прялки для шерсти, всякие орудия труда, поделки, утварь, посуда, которыми пользовались сельчане еще в начале ХХ века. Забота местных жителей о краеведческом музее говорит о том, что они любят свое село. И такое отношение к истории достойно уважения.
Андрей СЕМЕНОВ, пенсионер:
– В Национальном музее был совсем недавно, повел внука. Хочу сказать, что до этого ни разу не был в новом его здании – бывшем Доме политпросвета – и был крайне удивлен и обрадован произошедшими переменами! Теперь это действительно достойное здание древней истории Осетии.
Конечно, при этом вспоминалось его прежнее здание по соседству. Каким же оно теперь кажется маленьким! Но все же историчности в нем в разы больше. Надеюсь, оно тоже возродится и получит достойную экспозицию.