Со дня своего основания Владикавказ отличался конфессиональным разнообразием. Ко времени преобразования крепости в город в ней было четыре православных церкви, одна армянская и одна католическая. В последующие годы к ним добавились лютеранская церковь, две мечети, синагога, старообрядческая церковь и ряд православных церквей и часовен.
Каждая религиозная община, этническая группа, имели в городе свой храм, строительство которого было главным событием адаптационного процесса для всех граждан.
Таким образом, во Владикавказе сформировалась своеобразная храмовая структура, отличающаяся необычайной конфессиональной пестротой. На небольшой по размерам территории города были представлены едва ли не все известные миру конфессии.
За годы советской власти большая часть храмов была разрушена, даже изображения многих не сохранились.
На днях в издательстве "Перо&Кисть" вышел в свет фотоальбом Сергея Алагаты "Дореволюционные храмы Владикавказа", который поможет заинтересованному читателю окунуться в конфессиональную жизнь старого Владикавказа.
Издание фотоальбома приурочено к 1100-летию крещения Алании и осуществлено при поддержке министерства экономического развития республики. Фотоальбом состоит из старинных фотографий с видами всех крупных религиозных храмов, находившихся в столице Терской области до Октябрьской революции. Каждый раздел сопровождается небольшим историческим материалом.
На подготовку данной книги у автора-составителя ушло около 15 лет. За это время были собраны уникальные фотографии, многие из которых публикуются впервые: например, Вознесенской церкви, а также портрет Михаила Сухиева – видного деятеля осетинской культуры, священника и просветителя.
Мы привыкли к облику современного Владикавказа, застроенного многоэтажными жилыми домами, перекрывающими обзор города. И хотя много памятников городской архитектуры сохранилось до наших дней, в их число, за редким исключением, не вошли дореволюционные храмы.
Историки и краеведы периодически рассказывают об утраченных храмах, описывают историю их строительства, но тексты плохо воспринимаются без визуальной части. Как можно восхититься красотой здания, если не видеть его изображение?! И здесь, в помощь интересующимся, будет фотоальбом "Дореволюционные храмы Владикавказа".
Старинные церкви, колокольни которых по высоте сравнимы с современными десятиэтажками, на фоне двухэтажной жилой застройки городов были видны издалека. Они воплощали и отражали ту веру, которой были привержены люди, их создавшие и в них молившиеся, и символично возвышались над всем земным – особняками и магазинами, вокзалами и дворцами. Неудивительно, что в период пропаганды атеизма такая панорама города была для властей совершенно неприемлема, и ситуацию решили исправлять кардинальным образом.
В большинстве своем храмы были взорваны или разобраны по кирпичикам в середине 1930-х годов. Была утрачена старейшая церковь города – Спасо-Преображенский собор, стены которого помнили декабристов, Пушкина и Лермонтова. Был снесен величественный собор Михаила Архангела, который был виден со всех концов города. Приходские церкви Александра Невского, Святой Троицы, Константина и Елены, Вознесенская, Георгиевская, Успения Божией Матери – все они были безжалостно, без разбору и нещадно, стерты с лица земли новыми хозяевами жизни. В домовых храмах учебных заведений были устроены актовые и спортивные залы, места алтарей стали сценами для песен и плясок.
Уничтожены были не только здания церквей, но даже память о них. Большинство горожан ныне не знает, какие храмы были в небольшом по численности Владикавказе, где они находились. Фотоальбом "Дореволюционные храмы Владикавказа" восполняет этот пробел и, более того, переносит читателя в атмосферу старого Владикавказа. Издание содержит редкие снимки осетинских священников, служивших в храмах Владикавказа, а также представителей светского общества, военных чинов и простых обывателей. Все эти люди когда-то ходили по улицам нашего города, трудились на благо родного края, молились в представленных в фотоальбоме храмах.
В дореволюционном Владикавказе большинство населения было православным и, соответственно, церквей этой конфессии в городе было большинство, но в столице Терской области широко были представлены и другие религии, о чем тоже подробно рассказывает фотоальбом Сергея Алагаты. Здесь и, увы, утраченный польский костел, и немецкая кирха, здание которой ныне отреставрировано и стало украшением Владикавказа, и архитектурная жемчужина города – суннитская мечеть.
Представленные в данном фотоальбоме изображения – лишь малая часть былой красоты многоконфессионального Владикавказа. Эта часть утраченного нами богатства предков представлена не только для того чтобы потосковать о прошлом. Понятно, что все стертые с лица земли храмы едва ли будут когда-нибудь восстановлены. Но, во-первых, на ошибках прошлого надо учиться – чтобы, спустя годы, вновь не скорбеть об утратах. А во-вторых, представленное архитектурное разнообразие, бывшее во Владикавказе, служит всем нам хорошим примером того, какой может быть созидательная работа в плане благоукрашения – чтобы наши потомки так же восхищались обликом города, как мы сейчас, листая альбом Сергея Алагаты "Дореволюционные храмы Владикавказа".