Если для труппы Северо-Осетинского государственного академического театра поездка в столицу Мордовии – Саранск – была дебютной, в том числе прервавшей десятилетний период отсутствия гастролей, то творческий коллектив Мордовского театра приехал в Осетию уже в третий раз. "Впервые на моей памяти наш театр едет куда-то с гастролями не один и не два, а целых три раза", – с теплотой в голосе сказал народный артист Республики Мордовия Николай Большаков, вспомнив первые гастроли во Владикавказ в 1982 и 1986 годах. И тогда, и сейчас в театре – талантливый творческий коллектив, который служит искусству вне зависимости от преобразований как внутри самой организации, так и внешних событий в мире. Классика в лучшем своем проявлении и авторское видение проблематики, которое критики называли скандальным, принятое на ура прочтение Островского, Шекспира и Чехова – ими поставлено множество спектаклей самых разных жанров и направлений. Не просто так в 2006 году ГРДТ был признан лучшим учреждением культуры Республики Мордовия. С этого же года на его сцене проходит традиционный международный фестиваль русских драматических театров "Соотечественники".
Конечно, за несколько спектаклей полностью познать душу театра с многолетней историей довольно сложно, но зайти в открытую актерами дверь, пройтись по коридорам глубокой, вдумчивой натуры, коей является мордовский коллектив, у нас получилось, в том числе и благодаря репертуару, который для проекта "Большие гастроли" подобрал руководитель театра Андрей Ермолин: "Это были три очень разноплановых спектакля: наша афиша – "Васса" по Максиму Горькому, актуальная для подрастающего поколения и не только, постановка "Дорогая Елена Сергеевна" и легкая комедия с философским уклоном "Дорогая Памела". Отдельно для детей мы привезли сказку "Внучка для Бабы-яги".
История семьи, рассказанная через судьбу Вассы Железновой, открыла гастрольные вечера на сцене СОГАТа. Классика драматургии была принята, так как понята зрителем, ведь Васса – вечная женщина, ее история – про нас. Мы не увидели ничего нового, лишь вновь задумались о том, что способы достижения цели бывают разными, в том числе злыми и греховными, но все – ради того, чтобы, вспоминая другого классика – Чехова, вишневый сад не погиб. И только Господь судья каждому человеку, о чем со сцены заявляет и главная героиня: "Покаюсь только перед Богородицей! Перед людьми – не буду".
Проникнуться, прочувствовать и даже – расчувствоваться заставил и второй спектакль, который в какие-то моменты так походил на "Вредные советы" Григория Остера: уверена, что почти каждый в зале, будучи когда-либо или являясь сейчас школьником, не раз задумался, что так – нельзя. Но жизнь показывает, что можно... И "Дорогая Елена Сергеевна" как нельзя лучше оголила цинизм, который, как это ни прискорбно, является современником для каждого из поколений, кто знаком с этой драмой Людмилы Разумовской. Абсолютный театральный хит, прошедший сотни раз на сценах многих театров, был достойно воплощен и режиссером-постановщиком Мордовского театра Михаилом Зверевым. "Мы – ваши дети. Не открещивайтесь от нас, вы нас породили", – говорит один из героев, обращаясь к своему педагогу Елене Сергеевне. Но мы-то понимаем (уж очень на это надеюсь), что обращается он к системе, которая привела выпускников к новой философии жизни: "Вы боролись за то, чтобы выжить. А мы будем за то, чтобы хорошо жить".
"Вторая часть спектакля оказалась наиболее эмоциональной еще и потому, что именно в ней наступила кульминация и стала ярко выраженной мораль пьесы. В нашей жизни бывают разные цели, достичь которые можно также различными способами. Иной раз нужно идти против совести или моральных устоев. И тогда уже задумываешься, а так ли важна для тебя эта цель", – рассуждают после показа учащиеся 8 класса школы №1 г. Беслана Константин Козырев и Ацамаз Багаев. Их педагог Оксана Хабалова говорит о том, что поднятую проблематику взаимоотношений учителей и учеников, да и в целом младшего поколения со старшим, они продолжат обсуждать и на классном часе: "Молодежь всегда ищет более легкие пути для исполнения своих желаний. Наша же задача – воспитать в них те нравственные ценности, которые станут ориентиром в жизни, не позволив совершить непоправимые ошибки".
Совсем противоположные эмоции подарили сказка для ребят, которая с первых же минут вызвала дружный хохот у юных зрителей, и закрывшая гастроли пьеса "Дорогая Памела" со своими хорошо выписанными характерами и возможностью поговорить со сцены о том, что жизнь надо менять в сторону добра и не ждать благодарности. Но и в этих случаях постановки не оставили равнодушными, засеяв почву зернами для раздумий. От детского отзыва первоклашки Эмилии Каллаговой: "Девочка в спектакле научила, что надо хорошо учиться и помогать родителям" до совершенно осознанных раздумий о том, что нужно оставаться человеком, несмотря на невзгоды – от студентов и педагогов Северо-Осетинского государственного торгово-экономического колледжа, которые вместе со своим руководителем Валерием Абиевым коллективно пришли на показ.
Каждый театр – особенный. По-разному чувствующий сцену, пьесы, зрителя, но одинаково проникающий в сердце своим талантом. И то, что прошел этот культурный обмен, позволивший состояться празднику высокого искусства в двух регионах большой страны, – это благо и для творческого развития обеих трупп, и для духовного роста зрителя. "И мы еще раз выражаем благодарность организаторам "Больших гастролей", включая директора "Росконцерта" Андрея Малышева и ректора ГИТИСа Григория Заславского, – отметил худрук СОГАТа Гиви Валиев. – Увидеть талантливую работу коллег на сцене нашего родного театра дорогого стоит. А для нас Саранск стал площадкой, благодаря которой мы поняли, что наши национальные спектакли будут приняты русскоговорящей публикой, и мы можем уверенно двигаться в осуществлении своих планов".
Гастроли завершились и, несмотря на краткосрочность, они действительно были большими – по масштабу своей значимости, по эмоциональному выплеску артистов и зрителей, по тем задачам, за решение которых взялись в труппах… Театр уехал, а нам все еще предстоит найти ответ на оставшийся почти риторический вопрос: "Неужели вы нас не простите, Елена Сергеевна?"...
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.