[B]Сведения агиографии, хотя и являющейся признанной богословской дисциплиной, изучающей жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости, тем не менее нередко становятся для издателей и комментаторов трудов данной направленности предметом некритичного к ним отношения или даже полностью отвергаются. [/B]
Связано это как с жанровой спецификой, обилием богословских и литературных клише, включением фольклорного материала, так и с тем, что жития святых могли составляться через много веков после описываемых событий.
Данное обстоятельство, по словам автора исследования "Христианская история Алании в свете данных агиографии" Дмитрия Асратяна, подготовленного издательством "Ир" в рамках серии "Аланская библиотека", препятствует извлечению ценных сведений об истории Алании на протяжении полутора тысячелетий. Однако агиографические тексты с несомненной, несмотря ни на что, исторической ценностью дают возможность для довольно точного определения времени начала контактов аланов с проповедниками христианства. Опять-таки, при том что сотрудник Института истории и археологии РСО–А признает: круг памятников национальной письменности того периода весьма ограничен. Но исследования проводить можно и нужно: "Поскольку агиографические памятники написаны на языках соседей аланов, то для изучения христианства в Алании "изнутри" нужно привлекать лингвистические, этнографические и фольклорные данные. Сложная и противоречивая история аланского христианства, начинающаяся в глуби веков и продолжающаяся в наши дни, требует всестороннего изучения. Жития и мученичества святых могут серьезно расширить наши представления об истории Алании и ее взаимоотношений с окружающим миром".
Эти взаимоотношения достаточно полно и содержательно показаны в рассказах о кавказской миссии апостола Андрея, свидетельствах распространения христианства среди аланов в армянской и грузинской агиографии и исторической традиции. Читателя также заинтересуют повествования на такие темы, как "Письменная традиция у аланов согласно славянским источникам и данные "петербургского лекционария", "Почитание святых в средневековой Алании", "Библейские мотивы в осетинском фольклоре", "Периодизация христианской истории Алании". И здесь уже можно прийти к выводу о главной ценности монографии. Заключается она в том, что убеждает новых потенциальных исследователей в возможности и необходимости изучения истории предков осетин через увлекательный мир агиографии.