Александр Иванович (Гугуевич) Цаликов родился в 1841 году. Он поступил во Владикавказское духовное училище, после окончания которого был переведен в Тифлисскую духовную семинарию. В 1863 году Александр окончил семинарию по I высшему разряду.
Вернувшись во Владикавказ, Александр Цаликов был рукоположен в сан диакона и начал служить при Управляющем осетинскими приходами и причтами Военно-Осетинского округа архимандрите Иосифе (Чепиговском). Одновременно он приступил к работе в должности учителя в Осетинской женской школе благочинного священника Владикавказского округа Алексия Колиева, в которой обучал девочек чтению и письму на осетинском языке и начальному курсу христианского вероучения. Отец Александр проработал в женской школе три года.
После рукоположения в священнический сан отец Александр был направлен настоятелем в храм великомученика и Победоносца Георгия в с. Ардоне, в котором прослужил с 1866 по 1876 год. Все это время он являлся благочинным Ардонского округа, уделяя в этой должности большое внимание миссионерской деятельности: борьбе с ренегатством, многоженством, калымом, разорительными поминками и разного рода суевериями. Настоятель заботился не только о нравственном состоянии своих прихожан, но и старался облегчить их материальное положение. С этой целью он создал в Ардоне кредитную кассу, став одним из зачинателей кооперативного движения в Осетии. Наряду с пастырским служением отец Александр преподавал в ардонской мужской сельской школе Закон Божий. В Ардоне у него и его супруги (грузинки княжеского происхождения) родились три дочери – Юлиана, Елена и Анна.
Активная церковная деятельность отец Александра была замечена епархиальными властями, и в начале 1877 года он был переведен в главный храм г. Владикавказа – Старо-Преображенский собор, где прослужил более пятнадцати лет. Настоятель собора благочинный протоиерей Иоиль Самадов сразу же подключил его к богослужебной и проповеднической деятельности. Служение в соборе стало для отца Александра хорошей школой, он расширил свой опыт пастыря и проповедника. 20 марта 1884 года за усердную службу на церковном поприще он был удостоен скуфьи и получил благословение Святейшего Синода. Некоторое время отец Александр совмещал службу в соборе с должностью эконома архиерейского дома, который располагался в наемной квартире. В течение ряда лет он исполнял почетную обязанность общего духовника Владикавказского благочиннического округа.
Отец Александр принимал активное участие в деятельности Православного братства в честь Пресвятой Богородицы, учрежденного 9 сентября 1890 г. при кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Цель Братства состояла в религиозно-нравственном просвещении жителей Владикавказской епархии и в миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников. В 1890 году в нем значилось 173 действительных члена, в числе которых был и отец Александр.
Священник Александр Цаликов был одним из активных сподвижников епископа Владикавказского Иосифа в его переводческой деятельности. Вместе со священниками Михаилом Сухиевым, Косьмой Токаевым, Алексием Гатуевыми Илией Дзампаевым он входил в состав цензурного комитета, который занимался во Владикавказе переводом на осетинский язык богослужебной литературы и учебников. Имена этих цензоров-священников стояли на титульных листах книг на осетинском языке, изданных епископом Иосифом – "Краткая осетинская грамматика" (1880), "Краткая Священная история Церкви Божией Ветхого Завета" (1881), "Священная история Церкви Божией Нового Христова Завета" (1881) и др. Отец Александр также участвовал в сборе материала для "Русско-осетинского словаря с краткой грамматикой" (1884) г, над которым епископ Иосиф трудился около двадцати пяти лет.
В 1901 году отец Александр работал в составе Комиссии по пересмотру изданного в 1864 году перевода Святого Евангелия на осетинском языке. В 1902 году "Святое Евангелие" на осетинском языке в новой редакции было издано во Владикавказе.
Несколько лет отец Александр сотрудничал с выдающимся русским ученым В. Ф. Миллером (1848–1913), который изучал осетинский язык, собирал материал для издания осетинско-русско-немецкого словаря. С.В. Кокиев, которому В. Ф. Миллер поручил сформировать авторский коллектив, включил в него и отца Александра Цаликова как знатока осетинского языка.
Пастырскую службу в Спасо-Преображенском соборе, переводческую и научно-изыскательную деятельность отец Александр совмещал с работой в сфере народного образования, трудясь в должности учителя Закона Божия в ряде учебных заведений города: в женском городском двухклассном училище (заведующая В. Г. Шредерс), во Владикавказском Ольгинским женском приюте (бывшее Ольгинское трехклассное училище с пансионом, преобразованное в 1866 г. из женской школы протоиерея А. Колиева).
Учебное заведение, носившее имя Великой княгини Ольги Федоровны, жены наместника Кавказа, пользовалось большой популярностью у осетин, однако администрация Терской области считала, что расходы на женскую школу слишком обременительны, и с каждым годом сокращала число воспитанниц. Совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе решил закрыть школу или перевести ее в Закавказье.
Осетинская интеллигенция была глубоко обеспокоена вестью о закрытии с 5 января 1891 года женского приюта. Заинтересованные в решении этой проблемы лица собирались у Цаликовых, которые снимали в это время квартиру в доме Коченова на Тарской улице (ныне – ул. Цаголова, 27). Коста Хетагуров занимал одну из комнат в квартире, которую они на несколько месяцев уступили ему для работы над новой картиной.
Было решено обратиться с прошением к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. Здесь же, в квартире Цаликовых, Коста Хетагуров написал текст прошения, который содержал протест против закрытия женского просветительского учреждения и просьбу о возобновлении его деятельности. Аналогичное прошение было направлено Великой княгине Ольге Федоровне. В числе 16 представителей светской и духовной осетинской интеллигенции, подписавших прошение, стояла подпись отца Александра Цаликова. Борьба осетинской интеллигенции за существование Ольгинской женской школы продолжалась до середины 1891 года. В итоге школу удалось отстоять, решение о закрытии было отменено.
В качестве наказания за поддержку школы отца Александра летом 1892 года временно перевели в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую церковь), однако обстановка вокруг него продолжала нагнетаться. В августе 1894 года отец Александр был переведен в Спасский собор г. Пятигорска на сверхштатную священническую должность, на которой оставался много лет. Настоятель собора протоиерей Василий Эрастов поручил ему наладить работу церковно-приходской школы, которая размещалась в небольшой сторожке при соборе. Отец Александр нашел новое помещение для школы, до четырех человек увеличил состав преподавателей. За короткое время ему удалось наладить в школе нормальный учебный процесс, в ней стали обучаться 130 детей. Для взрослых в церковно-приходской школе устраивались народные чтения и религиозно-нравственные беседы.
С 1895 года и до конца жизни отец Александр преподавал Закон Божий в пятигорской женской гимназии имени графини А.А. Евдокимовой, которая считалась самым престижным заведением для дочерей пятигорчан. По определению Святейшего Синода от 7 апреля 1905 года, законоучитель Пятигорской женской гимназии священник Александр Цаликов был удостоен сана протоиерея. 30 июля 1905 года во Владикавказской Крестовой церкви Архиерейского дома епископ Владикавказский и Моздокский Гедеон (Покровский) совершил его возведение в сан протоиерея.
Дружеские отношения, сложившиеся еще в период борьбы за Ольгинскую женскую школу, связывали отца Александра Цаликова и его семью с Коста Хетагуровым. Цаликовы не прерывали дружбу с К. Л. Хетагуровым и в Пятигорске, который часто бывал в их квартире на втором этаже с балконом в доме Сеферова на Эмировской улице (ныне ул. Октябрьская, 39). В семье Цаликовых Коста Хетагуров всегда находил поддержку, понимание, помощь. Он был в приятельских отношениях с Юлианой и Еленой Цаликовыми, а к младшей дочери священника – Анне Цаликовой питал любовные чувства. Гиго Дзасохов писал, что "в поэзии… Коста Хетагурова она (Анна Цаликова – Л. Г.) занимает центральное место: ей посвящены и чувствами к ней вызваны лучшие перлы творения осетинского поэта".
На протяжении многих лет Цаликовы бережно хранили рукописи, картины, письма К. Л. Хетагурова. В 1898 году в верные руки семьи Цаликовых он передал для сохранности беловой автограф сборника "Ирон фæндыр". Рукопись сборника, датируемая 3 сентября 1898 года, была подарена К.Хетагуровым Анне Цаликовой. Цаликовым адресовано наибольшее число дошедших до нас писем Коста Хетагурова. Они представляют огромную ценность в историко-литературном и биографическом отношениях, поскольку только в них сохранились сведения о петербургском, херсонском и очаковском периодах жизни К.Л. Хетагурова, истории его ссылок, публикации сборника "Ирон фæндыр" и статьи "Неурядицы Северного Кавказа" и др. В мае 1921 года Елена и Юлиана Цаликовы по своей инициативе безвозмездно передали Осетинскому историко-филологическому обществу (ныне СОИГСИ) хранившиеся у них рукописи, письма и картины К.Л. Хетагурова.
Протоиерей Александр Цаликов скончался в г. Пятигорске 11 января 1911 года (по старому стилю), через два дня состоялось его погребение. В пятигорском Спасском соборе собралось несколько тысяч человек. На похороны также прибыла представительная делегация из Осетии. Заупокойные службы были совершены епископом Пятигорским Арсением (Смоленцом) в сослужении со всем пятигорским и окрестным духовенством. После обряда отпевания отец Александр был погребен в склепе, в ограде домовой церкви св. Василия Великого при богадельне, построенной в 1896 году бывшим городским головой, известным благотворителем В.С. Зипаловым. В январе 2019 года на могиле священника в ограде часовни во имя св. Василия Великого трудами Осетинской национально-культурной автономии "Иристон" г. Пятигорска был установлен надмогильный крест.
Несмотря на то, что протоиерей Александр Цаликов много лет вынужденно провел вне родины, он успел многое сделать для развития христианского просвещения и культуры Осетии.