Перед нами выступил полковник Воробейков и сообщил, что областной комитет партии и Правительство СОАССР приняли решение о строительстве памятника воинам, погибшим при защите города Орджоникидзе во время ВОВ на окраине селения Гизель.
Естественно, наша обязанность и святой долг – принять самое активное участие в этом строительстве. Нам предстояло провести земляные работы, подготовить площадку на склоне горы, возле окопа, где совершил свой подвиг Петр Барбашов, для установления памятника. Работали курсанты второго выпускного курса в порядке очередности. Вскоре наш взвод на крытых тентом автомашинах прибыл к месту работы. На склоне горы место строительства площадки уже было обозначено вешками. Деревянные носилки, лопаты и другие инструменты были заготовлены, но не всем хватило инструментов, поэтому вначале работали по очереди.
Преподаватель инженерной подготовки полковник Караваев объяснил, что вначале поверхностный слой – дерн – надо снять и сложить в стороне так, чтобы он не мешал работе, а впоследствии его можно будет использовать для укрепления грунта – земляного вала вокруг площадки.
Когда начали работать, командир батальона майор Орлов и командир взвода старший лейтенант Горенбург убедились в неэффективности работы из-за нехватки инструментов и, оценив обстановку, приказали одной группе разрабатывать – разравнивать непосредственно склон горы – место установки памятника.
Другая группа из 16-ти человек начала копать землю саперными лопатами и носить ее курсантскими плащ-палатками, которые были у каждого из нас. Землю копали вдали от площадки на северном склоне со стороны Черной речки и ниже Гизельской дороги, чтобы не нарушался прилегающий к месту строительства площадки ландшафт.
Работа пошла интенсивнее, веселее и качественнее. Так, ежедневно, сменяя друг друга, трудились взводы, и работа шла азартно.
Через два–три месяца площадка была готова. Когда закончились земляные работы, начали заливать опалубку лестничных клеток цементным раствором. В это время я нашел несколько пуговиц от немецкого мундира, прикрепил их к концу проволоки и утопил в цементный раствор на второй ступени лестницы снизу, оставив другой конец проволоки наверху, и сказал товарищам, что, приезжая в отпуск, будем смотреть, где "похоронили немца".
Когда мы закончили свою работу, к ней приступили другие службы. Были установлены постамент, статуя солдата и венок.
Памятник открыли торжественно с участием представителей обкома партии, правительства республики, МВД, училища и общественности. Мы, курсанты училища, прошли торжественным маршем по Гизельской дороге. В 1954 году мы уже готовились к выпускным экзаменам, думали, что скоро будем лейтенантами.
Вдруг пришел приказ МВД: в связи с введением в вооруженные силы новых видов оружия и изменением тактики их применения, учебу в училище продлили еще на один год. Так училище стало трехгодичным.
В начале 1955 года по распоряжению политотдела училища старшина сверхсрочной службы, участник войны, фотограф училища М.К. Паршин сфотографировал памятник и фото с надписью "Участнику строительства памятника" раздал всем курсантам. К сожалению, эта фотография у меня не сохранилась. Хотелось бы найти это фото и поместить его в музее МВД РСО–А. Поэтому обращаюсь с этой просьбой к родственникам, детям, внукам выпускников училища МВД 1955 года.
1965 год. Прошло 10 лет, как мы выпустились лейтенантами из училища.
Находясь в отпуске в Орджоникидзе и проходя по проспекту Мира, услышал окрик: "Капитан! Капитан!" и, оглянувшись, увидел на балкончике над кинотеатром "Комсомолец" высокого, статного мужчину, который помахал мне рукой, подзывая подойти. В нем я узнал нашего старшину-фотографа. Когда я подошел ближе, он спросил: "Вы у меня не фотографировались в училище?". Я ответил ему, что фотографировался с двумя своими братьями. "Зайдите во двор и поднимитесь на второй этаж". Я так и сделал. Он вручил мне фотографию, на которой я в форме курсанта военного училища МВД, рядом мой младший брат Даурбек в военно-морской форме (он был мичманом и служил на подводной лодке в Прибалтике) и третий брат – Рамазан в форме рядового Советской армии, служил в городе Мукачево. Находясь в отпуске в селении Заманкул, они приехали ко мне в летний лагерь училища, который находился в селении Комгарон. Там нас вместе старшина и сфотографировал, но по каким-то обстоятельствам не смог вручить мне фотографии. Удивительно то, что через много лет он узнал меня. Наверное, помогла фронтовая закалка. Кроме того, он подарил мне негатив снимка памятника возле селения Гизель, в строительстве которого мы принимали участие. К сожалению, этот негатив не сохранился из-за долгого неумелого хранения.
Вернувшись в училище в качестве преподавателя по тактико-специальной подготовке (1981–1984 г.г.), я снова стал участвовать в проводимых торжественных мероприятиях, и каждый раз невольно искал следы своего труда, в том числе и место захоронения пуговиц немецкого мундира. Но со дня открытия памятника прошло много времени, многое изменилось.
Неизменно одно: ежегодно в День Победы 9 Мая проводились и проводятся торжественные мероприятия с участием представительных органов, личного состава МВД и общественности, как и мероприятия по содержанию и благоустройству этого легендарного места. Высаживаются новые деревья и кустарники. Установлен памятник Петру Барбашову, младшему сержанту, Герою Советского Союза, 9 ноября 1942 года закрывшему своим телом амбразуру огневой точки, тем самым давшему возможность своим товарищам выполнить боевую задачу
Справедливости ради надо сказать – то, что сделано в последние годы по инициативе генерал-лейтенанта Михаила Ивановича Скокова, не подлежит никакому сравнению. По его инициативе памятник стал мемориальным комплексом "Барбашово поле" с аллеей Славы Героям Советского Союза, выходцам из Северной Осетии – Алании.
На стендах несколько тысяч портретов участников Великой Отечественной войны, выходцев из нашей республики, в том числе, моего отца Гацира Айлярова и его брата Иссы – участников обороны Крыма на Малаховом кургане. На поле установлены образцы оружия и боевой техники периода войны 1941–1945 годов.
"Барбашово поле" стало одним из символов нашей республики.