На встрече с журналистами обсуждались новеллы законодательства, касающиеся антикризисных мер поддержки строительной отрасли, сокращения ограничений оборотоспособности земельных участков, порядка определения состава и размера убытков, осуществления федерального государственного контроля (надзора), выполнения кадастровых и иных работ, хранения реестровых дел.
В качестве антикризисных мер поддержки строительной отрасли исключена двойная проверка наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию. Проверка соблюдения требований о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений проводится на стадии строительства и при вводе объектов в эксплуатацию.
Для кадастрового учета и регистрации прав на такие объекты государственной и муниципальной собственности может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности, что исключает необходимость обращения в суд за признанием права государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению особенностей регулирования земельных отношений в 2022 году.
В целях сокращения ограничений оборотоспособности земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также госсобственность на которые не разграничена, расположенные во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исключены из перечня ограниченных в обороте. Устранены препятствия для граждан и юридических лиц в их праве на предоставление в собственность земельных участков.
Установлен подробный порядок определения состава и размера, а также возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.
В сфере осуществления федерального государственного контроля (надзора) установлен ключевой показатель федерального государственного земельного контроля (надзора) и его целевое значение.
Актуализирована и с 1 марта 2022 г. применяется форма проверочного листа, содержащая перечень контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о наличии (отсутствии) признаков нарушений требований земельного законодательства РФ.
С 1 марта 2022 г. Росреестром применяется форма оценочного листа, в соответствии с которым проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении геодезической и картографической деятельности.
Если ранее правообладатели объектов недвижимости сталкивались с проблемой отсутствия документов, подтверждающих фактическое завершение сноса зданий, сооружений, а также документов, являющихся основанием для осуществления такого сноса, то теперь кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение его существования. Акт обследования для представления в Росреестр может быть подготовлен при отсутствии предусмотренных приказом Росреестра документов, если снос осуществлен до 4.08.2018 г.
Ранее отсутствовал единый перечень представляемых с актом обследования документов. Сегодня определен исчерпывающий перечень документов, включаемых в состав акта обследования, которые представляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии в распоряжении у заказчика кадастровых работ и кадастрового инженера. При отсутствии таких документов подготовка акта обследования осуществляется без их учета, и данное обстоятельство не является нарушением.
До внесения изменений в законодательство в акт обследования в обязательном порядке включались электронные образы документов. Теперь установлена возможность включения в акт обследования не электронных образов документов, а ссылок на документы, опубликованные и размещенные на официальных сайтах органа государственной власти, органов местного самоуправления или суда либо ссылок на документы, если они доступны в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Установлены требования к подготовке акта согласования местоположения границ земельного участка в виде электронного документа, что позволит проводить согласование местоположения границ участков в электронном виде.
Установлено, в каких случаях допускается изготовление электронных образов документов с использованием монохромного режима, а в каких – с использованием полноцветного режима.
Определены правила подготовки межевого плана в целях осуществления кадастрового учета одновременно в отношении смежных и несмежных земельных участков на основании одного заявления и одного межевого плана.
Уточнены правила подготовки межевого плана при уточнении местоположения границ земельных участков, в том числе обобщен перечень документов, подтверждающих существование границ участков на местности 15 лет и более.
Уточнены случаи, при которых допускается подготовка межевого плана в связи с образованием земельных участков без предварительного выполнения кадастровых работ по уточнению описания. А также случаи, при которых допускается подготовка межевого плана в связи с образованием земельных участков без предварительного выполнения кадастровых работ по уточнению описания местоположения границ исходного участка.
Рассмотрены и другие важные законодательные новеллы в сфере земельных отношений и недвижимости.