[B]Начавшаяся три десятка лет назад реформа ЖКХ продолжается. На днях Федеральная антимонопольная служба внесла в Госдуму РФ законопроект об установлении тарифов за услуги ЖКХ сразу на пять лет.[/B]
Два из трех десятков лет жк-реформ были эпохой бесконтрольного роста тарифов на коммунальные ресурсы монополистов и жк-услуги их удельных поставщиков.
Ровно десять лет назад президент страны ввел повышение тарифов в "цивилизованные рамки", сократив частоту их повышения до одного раза в год, а размер – до уровня годовой инфляции. С 2013 г. в соответствии с Жилищным кодексом повышение тарифов ежегодно производится с 1 июля.
Очередное повышение произошло вчера, так что мы можем это считать 10-летним юбилеем данной процедуры!
Своеобразный подарок всем нам к этой дате преподнесла ФАС России, внеся в Госдуму проект закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)".
Документ предполагает несколько важных изменений. Тарифы на услуги ЖКХ будут вводиться на срок не менее пяти лет. Менять установленный размер можно будет только в исключительных случаях – их перечень должно разработать и утвердить правительство страны.
К слову, такая процедура давно действует в отношении нормативов потребления жк-услуг, которые могут меняться не чаще одного раза в три года.
Однако это не означает, что в течении пяти лет тарифы не будут меняться, они также будут расти ежегодно, а решение об этом будет приниматься до 20 декабря каждого предыдущего года. На пять лет будет планироваться именно рост тарифов, то есть коммунальщики будут представлять доходы и расходы на перспективу и точнее прогнозировать свою деятельность.
В то же время, мы, граждане-потребители, будем контролировать формирование и утверждение тарифов. Участвовать в их общественном обсуждении, создавать советы потребителей, осуществлять общественный контроль, вносить предложения по совершенствованию механизма оказания ЖКУ…
Предлагаются четыре метода расчета тарифов: сравнения аналогов, экономически обоснованных расходов, индексации и доходности.
Первый из них станет основным. Он предполагает определение среднего уровня расходов между ресурсоснабжающими организациями одной направленности и уровня. При утверждении тарифов регулирующий орган сможет сравнивать деятельность компаний в разных регионах и применять так называемый "эталонный минимум".
Применение такого метода должно, в том числе, мотивировать организации быть более экономными и оптимизировать свою деятельность, чтобы не работать в убыток.
Сейчас тарифы определяются путем проведения независимой экспертизы обоснованности затрат. В ее основе лежат расходы, которые представляют ресурсо-снабжающие организации, что дает свободу поставщикам ЖКУ для завышения тарифов.
По мнению авторов законопроекта, новые сроки действия тарифов вместе с методом сравнительного анализа сделают процесс формирования стоимости более понятным и приведут к обоснованности и снижению тарифов.
Пока новый законопроект выглядит как достаточно удачная попытка введения роста тарифов в еще более узкое и контролируемое русло закона. Надо полагать, что до своего принятия документ поступит на рассмотрение региональных парламентов и пройдет широкое общественное обсуждение.
"СО" берет под контроль эти процессы и будет не только освещать их, но и выступать организатором и площадкой общественной дискуссии по законопроекту.