[B]Издательство "Ир" завершило работу над уникальной серией "Аланская библиотека", приуроченной к 1100-летию крещения Алании. При поддержке руководства РСО–А, Комитета по делам печати и массовых коммуникаций, преимущественно за счет средств федерального бюджета реализован масштабный проект, включивший в себя 17 изданий – монографий, альбомов, сборников художественных и музыкальных произведений, сводов документов. Авторами выступили известные ученые, писатели, краеведы и архивисты. Представляя две заключительные новинки, выражаем надежду на то, что само издание книг подобной тематики только выйдет на новый уровень, так как жизнь показала, что они востребованы как в среде специалистов, так и у самого широкого круга читателей.[/B]
Путешествие… в новое время
В дореволюционной Владикавказской епархии на территории Северной Осетии было 55 приходов, входивших в соответствующие благочинные округа. За время советской власти почти все храмы были закрыты и разрушены, и только к середине 40-х годов ХХ века вновь было разрешено открывать православные приходы. В республике на тот момент действовал лишь один храм – небольшая часовня на кладбище на окраине Владикавказа – нынешняя Ильинская церковь. Началом возрождения тогда послужили открытие Покровского молитвенного дома, образование православных приходов в Ардоне, Моздоке, станице Архонской.
Что происходило дальше? Какой импульс был дан строительству новых или восстановлению старых храмов и часовен? Каков вклад в общее большое дело также восстановленной Владикавказской епархии?
Ответы на эти и ряд других вопросов, касающихся итогов церковного строительства и перспектив в данном направлении деятельности, можно найти в альбоме "Православие в Алании нового времени", составителем которого выступили историки-краеведы Феликс Киреев и Казбек Таутиев. Краткие сведения и фотоматериал по истории всех приходских, домовых, кладбищенских и монастырских храмов и часовен, находящихся на территории Северной Осетии, в систематизированном виде послужат теперь своеобразным путеводителем.
У всех нас появилась прекрасная возможность для виртуальной экскурсии по современным святыням, узнав к тому же много интересного о знаменательных событиях в их истории, о людях, строивших и украшавших храмы. Ну, а потом уже ничего не мешает совершить экскурсии реальные с тем, чтобы своими глазами увидеть, своими руками прикоснуться к духовным сокровищам, стоящим на твёрдой основе из древних знаний о православной вере.
Христианские памятники
Фотоальбом Михаила Мамиева "Христианские памятники Алании" является частью летописи православных памятников из разных мест исторической территории Алании с Х века до современности. Автор признает, что в его работе представлена лишь небольшая часть огромного и разнообразного архитектурного наследия аланской христианской истории. Но все компенсируется широтой географии объектов – помимо памятников современной территории Алании здесь можно видеть храмы, располагавшиеся в западной части Аланского царства, а также памятники Тырсыгома и Кудыкома (Трусовское и Гудское ущелья).
Примечательно также, что в небольшом по объему текстовом сопровождении иллюстраций объята история Алании в том виде, чтобы дать читателю понятие об основных этапах ее развития. Своеобразная мозаика без нагромождения дат и событий позволяет любителю истории "страны ариев" выбрать интересующий его период для дальнейшего изучения. Желающие обязательно найдутся, ведь "последний живой остров исчезнувшего скифского мира" манит к себе далеко не только определенный круг ученых.
Многие из исследователей, профессиональных или следующих в мир истории просто для обогащения собственного внутреннего мира, обратят внимание на вывод автора: "Среди части населения страны христианство исповедовалось на протяжении всего первого тысячелетия… Древняя религиозная культура аланского общества не препятствовала свободному выбору православия при условии сохранения основ собственной, скифо-сарматской культуры. С конца VIII века крещение стали принимать некоторые аланские монахи, а к началу Х века страна встала перед цивилизационным выбором, готовность к которому передал современник описываемых событий, великий персидский и арабский географ Ибн-Руста, назвавший аланского царя христианином в сердце".
То самое "христианство в сердце" и послужило мощным импульсом для дальнейшего государственного и культурного развития Алании: "Развивалась письменность, шло активное храмовое строительство, усиливалось политическое влияние страны, а с ним и престиж царского дома Алании". Современник же является свидетелем возрождения аланского православия, вобравшего в себя древние традиции скифо-сарматов.