[B]Как вы будете реагировать, если вам позвонят, представятся банковским служащим или сотрудником полиции и сообщат, что ваши денежные накопления, или, не дай Бог, здоровье и жизнь близких под угрозой? [/B]
Конечно, расстроитесь и будете готовы на все действия, которые вам продиктуют на том конце провода. И тем самым попадетесь на удочку мошенника, который отлично владеет приемами психологии и делает ставку именно на вашу панику.
Более тринадцати миллиардов рублей украдено со счетов жителей России в прошлом году. А число переводов с банковских карт без согласия клиента превысило один миллион рублей. Об этом корреспондентам республиканских СМИ сообщили на брифинге в МВД, в котором приняли участие начальник отделения УУРа МВД по РСО – А Тельман Бадоев, заместитель начальника УЭБ и ПК МВД по РСО – А Марат Улубиев, заместитель начальника СУ МВД по РСО – А Олег Мулукаев, управляющий отделением Банка России по РСО – А Ирина Дзиова, заместитель начальника пресс- службы МВД по РСО – А Ирина Доева.
По словам Тельмана Бадоева, несмотря на масштабную профилактическую работу, в последнее время количество случаев дистанционного мошенничества заметно выросло. За истекшие полгода зарегистрировано 417 случаев мошенничества (раскрываемость 20,9%) и 47 краж с банковских счетов (раскрываемость 75%). Данный результат по раскрываемости подобных преступлений послужил включению нашей республики в число 15 лучших субъектов России в этом направлении.
Основным инструментом воздействия на сознание людей являются методы так называемой социальной инженерии. Ведь граждане под влиянием мошенников добровольно совершают все операции. "Главная задача мошенников – получить доступ к персональным данным, – говорит Ирина Дзиова. – И для этого используются самые разные схемы, которые все время актуализируются с учетом существующей повестки". Люди взволнованны введением санкций на некоторые банки, отключением банков от международных платежных систем. Это усиливает панику, но и пропорционально усиливает… доверие к звонкам по телефону якобы от ответственных сотрудников, которые обеспокоены сбережением ваших средств. Ирина Дзиова остановилась на нескольких законодательных инициативах, которые Банк России предложил для более эффективной борьбы с дистанционными ворами.
С декабря прошлого года вступил в силу закон, согласно которому Банк России имеет право блокировать мошеннические сайты в досудебном порядке, и занимает это несколько дней в отличие от предыдущих нескольких недель. И срок еще будет сокращаться. Другая инициатива – введение двухдневного периода охлаждения, суть которого в том, что Банк России сможет в течение двух суток задержать подозрительную транзакцию на счет, который находится в специальной базе банка, и если гражданин обратится с просьбой отменить перевод, то это возможно будет сделать. Далее – это самоограничение кредитов. Гражданин подает предупредительное заявление, что он не будет брать кредиты, допустим, в микрофинансовых организациях либо в банках. И если мошенники позвонят вам и скажут, что на ваше имя вот прямо сейчас берут кредит, то вы можете не волноваться.
Но есть и другие инструменты для борьбы со злоумышленниками. В частности, это блокировка телефонных номеров, и в 2021 году по инициативе банка было заблокировано свыше 179 000 телефонных номеров, используемых для хищений средств. Это в семь раз больше, чем годом ранее.
С целью поиска мошенников проводятся и оперативно-разыскные мероприятия, но все равно кибермошенничество живее всех живых. Утечка персональных данных происходит с разного рода сайтов, приложений, биржевых платформ и пр. Преступники проникают в базы данных, звонят, берут людей на испуг, и те, как будто под гипнозом, выполняют их команды. Помимо историй с кредитами, сбережениями средств и выполнений прочих финансовых операций, они не гнушаются и сообщениями о попавших в беду родственниках, которых надо срочно выручать. И люди идут и переводят зачастую последние средства.
Как быть? Не реагировать, не разговаривать с мошенниками, ни в коем случае не сообщать персональные данные! Положить трубку и позвонить в банк по официальному номеру, указанному на карте.
Но… на ловца, как говорится, и зверь бежит. Когда я готовила материал, мне позвонил с незнакомого сотового телефона вежливый молодой человек, представился сотрудником одного из банков и сказал, что на мое имя вот прямо сейчас берут кредит. Честно говоря, приятного мало. Далее разговор не пошел, потому что я ответила, что у меня нет времени, и положила трубку. Так что такие вежливые "сотрудники" подстерегают нас на каждом шагу. Будьте бдительны. И без паники.