В РСО–А туроператоры фиксируют резкое увеличение числа отдыхающих. В прошлом году регион вошел в пятерку российских территорий с лучшей динамикой турпотока. Тогда активный рост связывали с пандемией и закрытием границ. Лето- 2022 в самом разгаре, и показатели 2021 года уже превышены вдвое. Особенно востребовано в Осетии посещение православных храмов и древних аланских святилищ.
Местные туроператоры разделяют гостей на две категории – курортников и паломников. Если для первых главное – отдых и знакомство с традициями и культурой, поэтому они с одинаковым интересом осматривают и церкви, и святилища, то вторые (их, конечно, гораздо меньше) едут с конкретной целью – посетить определенные православные храмы и помолиться.
– Мы видим, что поток туристов увеличился как минимум на 50 процентов по сравнению с прошлым годом, – рассказывает директор компании-туроператора "Эверест" Руслан Цокоев. – Большое влияние оказало то, что нынешний год – юбилейный: в республике отмечают 1100-летие крещения Алании. Проводится много соответствующих мероприятий,что тоже привлекает людей. Если же говорить о локациях, которые наиболее популярны, то это, безусловно, Аланский Свято- Успенский мужской монастырь (самая высокогорная южная обитель России), Реком (одно из наиболее почитаемых святилищ Осетии), Музей Задалесской Бабушки, православные храмы в Дигорском ущелье, в том числе древняя церковь в высокогорном селении Галиат.
Стоит отметить, что традиционные святилища Северной Осетии относятся к дохристианскому периоду. И спустя тысячелетия они сохранили уникальный колорит.
– Три наиболее известных святилища Осетии построены там, где согласно нартским преданиям упали три слезы Бога, – рассказывает эксперт в области туризма Руслан Дзодзиев. – Речь идет о Рекоме, покровительствующем воинам, Мыкалгабыре, поддерживающем жрецов, и Таранджелосе, помогающем земледельцам. Реком находится в Цейском ущелье, примерно в 70 километрах от Владикавказа. Добраться до него достаточно легко, поэтому он наиболее популярен у отдыхающих. Изначально ущелье, где он расположен, так и называлось – Реком, что в переводе означает "ущелье солнца".
К Рекому можно доехать на обычной машине, дороги здесь хорошие, но около километра придется идти пешком в гору. Святилище напоминает большую бревенчатую избу, обнесенную невысокой оградой из дикого камня. Здание имеет только одно крошечное окошко и небольшую входную дверь, на ней вырезаны специфические кресты Рекома, Мыкалгабыра и Таранджелоса. С торцевых сторон скаты кровли украшены стилизованными драконьими головами, на каждой из которых сидит деревянный сокол. Всего голов восемь. У фасада лежат черепа принесенных в дар святилищу оленей и других животных, подстреленных охотниками.
Для всего осетинского народа Реком – священное место, духовное значение которого сложно переоценить. Он упоминается в нартском эпосе – сборнике народных легенд, написанном в незапамятные времена. Вот уже почти 600 лет люди приходят сюда молиться. Согласно поверью просьбы должны исходить от чистого сердца, только тогда их исполнят. Здесь нельзя требовать богатства или власти, но можно попросить здоровья близким, если они болеют, или рождения долгожданных детей.
– Ученые считают, что история святилища Реком восходит к дохристианской эпохе, – рассказывает доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии Северной Осетии Руслан Бзаров. – Праздник святилища Реком совпадает с Троицей и традиционно отмечается по всей Осетии. В этом проявляется важнейшая особенность духовности в Алании – сохранение основ древней народной веры, которая в силу строгого единобожия легко согласуется с мировыми религиями. Православие стало государственной религией Алании в начале X века.
Видимо, именно тогда для успеха христианизации слили образы аланских небожителей и православных святых, согласовав календарь и ритуалы. Кроме того, в исторической памяти народа Реком связан с подвигами выдающегося полководца и правителя рубежа XIII–XIV веков Ос-Багатара. Еще в начале XX века там хранились его шлем, колчан и копье.
Другое место, которое имеет небывалую популярность в Северной Осетии среди туристов – Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Он расположен в селении Хидикус в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Монастырь с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам напоминает средневековую крепость. Кажется, что православная обитель существует здесь как минимум пару веков. На самом деле только несколько фамильных башен, заботливо сохраненных монахами, насчитывают больше столетия, остальная часть монастыря была построена 18 лет назад.
В его архитектуре прослеживаются черты византийского стиля, но послушники говорят, что над дизайном никто особо не работал: возводили сооружения постепенно, трудились над ними разные мастера. Тем не менее комплекс получился гармоничным, а суровые крепостные стены отлично вписались в окружающий горный ландшафт с его высокими пиками и ледяными шапками.
– Число людей, посещающих наш монастырь, из года в год сильно меняется, – рассказал игумен Аланского Свято-Успенского мужского монастыря Стефан Дзугкоев. – По сравнению с прошлым годом в нынешнем поток туристов вырос почти в три раза. Конечно, гостям все надо объяснять – где можно ходить, а где нет, как вести себя в храме... Часто для них главное – сфотографироваться на красивом фоне. Для этого на территории выделена отдельная обзорная площадка, которая пользуется популярностью. А вот туристы-паломники едут с конкретной целью. Они присутствуют на службах, участвуют в таинстве крещения, приходят на исповедь, передают записки с просьбой прочитать молитвы в стенах храма. Конечно, они нам ближе, хотя мы рады всем, кто посещает обитель.
Согласно информации Комитета РСО–А по туризму в республике разработаны и открыты четыре маршрута по теме "Православная Алания". Они позволяют посещать более двух десятков храмов, расположенных в регионе. Древние осетинские святилища в эти маршруты не включены. Чтобы посетить такие места, как Реком, Мыкалгабыр или Таранджелос, а также множество других, надо заказывать отдельную поездку у туроператора.