Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

"Доброта и сердечность стяжали ему огромную славу…"

[B]Протоиерей Стефан МАМИТОВ (1848–1918) – видный деятель осетинской культуры, военный священник (1887–1916), просветитель, автор школьных учебников, этнограф, прозаик, публицист, переводчик, драматург. [/B]

Протоиерей Стефан (Ахъа) Борисович Мамитов родился 1 августа 1848 года в селе Верхний Зарамаг Алагирского ущелья. После обучения в Алагирской двухклассной приходской школе в сентябре 1861 года в числе 16 лучших учеников был переведен в высшее отделение Владикавказского духовного училища, где находился на казен­ном содержании. На одном отделении с ним учились будущие деяте­ли осетинской культуры Афанасий Гассиев и Савва Кокиев. После успешного окончания училища Стефан был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, которую окончил в 1869-м. В том же году был назначен учителем Мингрельского духовного училища.

В 1877 году Стефан был рукоположен в сан диакона, а затем – священника и направлен в Закский осетинский приход. 11 августа 1877 года священник был принят в Кавказскую епархию и определен настоятелем Николаевской церкви ст. Черноярской Пятигорского отдела Терской области (ныне – ст. Черноярская Моздокского района РСО–А), в которой проживали моздокские осетины. 16 ноября 1878 года он был утвержден в должности члена благочиннического совета по 2-му окру­гу Терской области.

Отец Стефан проводил в своем приходе большую миссионерскую работу, активно боролся с разного рода суевериями. В 1879 году в газете "Терские ведомости" он опубликовал эт­нографический очерк "Несколько слов об осетинах", который до сих пор остается ценным источником по традиционным рели­гиозным верованиям и обрядам моздокских осетин. В 1882 году в черноярском приходе насчитывались 1250 прихожан, включая жите­лей хутора, расположенного в 12 верстах.

Согласно прошению от 17 сентября 1882 года о. Стефан был переведен в Михаило-Архангельскую церковь ст. Луковской Пятигорского отдела Терской области (в настоящее время – ст. Луковская Моздокского района РСО–А). Через несколько лет он решил стать военным священником. Возможно, что на его решение повлияла ранняя потеря жены, после ухода которой остался с троими малолетними детьми на руках. В 1887 году о. Стефан был назначен военным священником 1-го Кубанского Пластунского ба­тальона, который входил в казачьи части. Батальон дислоцировался в г. Артвине Кутаис­ской губернии.

В 1903 году он стал полковым священником 260-го Ардаганского резер­вного пехотного полка 65-й пехотной ди­визии, который дислоцировался в г. Батуме. 21 января 1909 года полк и Михайловский крепостной батальон были соединены в 260-й Ардагано-Михайловский пехотный полк, который в 1910 г. получил номер 204-й и входил в 51-ю пехотную дивизию.

Служение о. Стефана проходило в полковой церкви Святого праведного Иова Мно­гострадального. В его обязанности входило совершать богослужения в воскресные и праздничные дни, готовить военнослужащих к испове­ди и причастию, совершать таинства и церковные обряды, наставлять в истинах православной веры, вести беседы и чтения, исправлять нравственные недо­статки, утешать больных в лазаретах, погребать усопших.

Несколько лет священник находился на ответственной должности благочинного сна­чала 65-й, а затем – 51-й пехотной дивизий. Дивизионный благочинный приравнивался к армейскому чину подполковника, он наблюдал за состоянием дел в подведомственных ему церквах дивизии, следил за преподаванием Закона Божия в учебных командах.

В 1914 году о. Стефан, которому к тому времени было уже 66 лет, отправился с полком на германо-австрийский фронт. Он помогал врачу на передовом перевязочном пункте, выносить с поля боя убитых и раненых, изве­щал родных о смерти воинов. Священник отличался храбростью, а в одном из боев даже захватил орудие.

21 мая 1915 года заслуги священника Стефана Мамитова были отмечены высокой наградой – Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из "Кабинета Его Величества". Это была очень почетная награда для лиц духовного звания, жалованная императором по согласованию со Святейшим сино­дом. До Русско-японской войны им были награждены всего 111 человек. Награда давалась священнослужителям, которые совершили подвиги при непосредственной опасности для собственной жизни, и только за отличие, проявлен­ное под огнем неприятеля. Протоиерей Xарлампий Цомаев отмечал, что священник был удостоен трех боевых наград.

6 мая 1915 года о. Стефан Мамитов был возведен в сан протоиерея.

Неся тяготы и лишения военной службы, он никогда не прекращал занимать­ся творческой деятельностью. Настоящим подвигом полкового священника стали напи­сание и издание им учебника по осетинскому языку ("Книга для детей"). Первоначально о. Стефан безуспешно попытался издать учебник во Владикавказе, затем решил печатать его в Батуме. Ему пришлось изготовить на свои сбережения осетинский шрифт, который отсутство­вал в типографии, и самому сделать редактуру и корректуру рукописи.

Отцу Стефану пришлось испытать серьезные материальные затруднения, чтобы собрать средства для издания учебника. Пре­одолев все трудности, в 1908 году он смог издать в Батуме "Книгу для детей" тиражом в 3000 экземпляров. Учебник состоял из двух книг, первая насчи­тывала 72 страницы, вторая – 116.

В сентябре 1908 года о. Стефан выслал в адрес Владикавказского окружного отделения епархиального училищного совета по одному экземпляру книг с тем чтобы оно допустило его в качестве учебника в церковноприходских школах Осетии. Созванная с этой целью комиссия предложила священнику переиздать книгу с учетом своих замечаний к началу 1909–1910 учебного года, что было совершенно неприемлемо для него. Он не согласился с выводами комиссии и предложил образовать новую для рассмотрения книг.

Учебник о. Стефана получил высокую оценку в прессе. В 1908 году Асламбек Бутаев в своей рецензии в газете "Терек" писал: "Книги Мамитова представ­ляют ценный вклад в бедную осетинскую школьную литературу". Немалым достоинством учебника было и то, что автор включил в него детские стихотворения Коста Хетагурова, а также пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, де­тские песни, сказки, сказания старины.

В 1910 году о. Стефан издал в Батуме на собственные средства книгу на осетинском языке "Начальные беседы мироведения", которая знакомила детей с основами естественнонаучных знаний о природе и самом человеке. Предполагалось, что книга ста­нет учебным пособием по предмету "Мироведение" в церковноприходских школах Осетии. Автор впервые ввел в книгу многочисленные новые термины, которые впоследствии были широко использова­ны при составлении терминологических словарей. Положительную рецензию на учебное пособие в осетинском журнале "Ёфсир" ("Колос") дал в 1910 году Рутен Гаглоев.

К концу 1909 года о. Стефан подготовил к печати рукопись книги на осетинском языке "Закон Божий для сельских школ", которая предназначалась в качестве учебного пособия для церковноприходских школ. Он выслал по почте во Владикавказское окружное отделение епархиального училищного совета рукопись книги в 8 тетрадях, попросив рассмотреть ее и дать отзыв. Так и не дождавшись, священник принял решение опубликовать книгу на свои средства. В 1911 году "Закон Божий для сельских школ" был издан в Батуме. Впоследствии учебники и учебные пособия о. Стефана были разрешены к использованию в церковноприходских школах Осетии.

Кроме создания учебной литературы проявил себя как прозаик, переводчик произведений художественной литературы и драматург. В 1890 году он опубликовал на русском языке в трех номерах газеты "Северный Кавказ" свой рассказ "Коше, или Кровавая месть в анархическое время Осе­тии". В 1909 году священник издал в двух номерах газеты "Хабар" ("Известие") перевод на осетинский язык поэмы в прозе "Песня о Соколе" Максима Горького, который, по мнению З. М. Салагаевой, оказал большое влияние на становление осетинской прозы.

Отец Стефан являлся также автором пьес. Сюжет драмы "Налкута", написанной на осетинском языке, был связан с положением в обществе женщины-осетинки. Впервые спектакль по этой пьесе был поставлен в 1913 году в Тиф­лисе любительской труппой осетинского драматического кружка, существовавшего при Осетинском издательском обществе. В феврале 1914 года пьеса была поставлена в Алагире. Рукопись драмы хранится в научном архиве СОИГСИ.

В 1916 году протоиерей Стефан Мамитов вышел в отставку по болезни. В приказе об увольнении командир полка дал высокую характеристику полковому священнику: "…Положительно не представляется возможности перечислить и отметить всю ту нравственную поддержку, которую нам, воинам, оказал отец Стефан, доброта и сердечность которого стяжали ему огромную славу далеко за пределами нашей полковой семьи. Отец Стефан украсил и страницы нашей боевой истории – там ему отведено место всеми чинами полка".

После отставки о. Стефан Мамитов переехал во Владикавказ, где временно проживал на ул. Лекарской (ныне – ул. Гостиева), в доме лесно­го инспектора Тускаева. Он активно занялся публицистикой. В 1916 году опубликовал в осетинском христианском журнале "Чырыстон цард" ("Христианская жизнь") три проповеди. В том же году в газете "Терек" был издан очерк "Из днев­ника военного священника", в котором описал один день своей нелегкой воинской службы в период Первой мировой войны. В своих многочисленных статьях в "Ирон газет" ("Осетинс­кой газете") о. Стефан поднимал актуальные вопросы социально-экономичес­кой и культурной жизни Осетии.

Протоиерей Стефан Мамитов скончался 20 декабря 1918 года во Владикавказе и был погре­бен в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). Протоиерей Харлампий Цомаев писал, что для священника характерны "большое знание родного языка и похваль­ная любовь к осетинской литературе. Труды Мамитова тем ценнее, что он, будучи много лет оторван от родины и центра родного языка, среди других наций, заваленный работой по службе, нередко на позициях, под гул снарядов, находил достаточно времени работать над развитием своего осетинского языка и в сокровищницу родной литературы сделать разнообразный ценный вклад". Современные педагоги отмечали, что учебники о. Стефана Мамитова сыграли большую роль в развитии просвещения в Осетии.

В 2005 году Р.С. Кантемирова издала на осетинском языке книгу, в которую вошли рассказы, драма, переводы и материалы народного творчества, собранные о. Стефаном Мамитовым. В 2013 году она была переиздана.

Протоиерея Стефана Мамитова без преувеличения можно назвать подвижником в деле просвещения народа, становления и развития осетинских культуры, языка и лите­ратуры. Сама его биография может служить для молодого поколения примером требовательности к себе и стойкости в сложных жизненных обстоятельствах.

Имя и многогранное творческое наследие о. Стефана Мамитова долж­ны занять достойное место в истории осетинской культуры.

Автор: Лариса ГОСТИЕВА, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 946

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика