Фельетон
Говорят, удивительное рядом. Что ж, я вполне с этим согласен. На критической тропе мне частенько приходится сталкиваться с такими вещами, с такими поступками людей, что только диву даешься. До чего иной раз изобретательным оказывается бюрократизм и пышно расцветает равнодушие! На ваш суд, дорогие читатели, я выношу сегодня три невыдуманные мною истории.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, ИЛИ КАК РЖАВЕЕТ ТЕХНИКА
Всякий раз, когда речь заходит о Бесланском маисовом комбинате, меня охватывает восторг. "Гигант пищевой индустрии! – не устаю повторять я. – Вы посмотрите, какими вниманием и заботой он окружен. Со всех концов страны поступает сюда новая техника..."
Нет, это ты, Бибо, посмотри, – довольно невежливо прервал мой очередной монолог один из работников комбината (фамилию он просил не называть), – как хранится эта самая техника.
А что, разве плохо?–вдруг заскучал я.
– А ты послушай и сам ответишь на свой вопрос. Руководители нашего комбината то и дело требуют от вышестоящих организаций: "Поставьте то-то", "вышлите то-то". К их голосу прислушиваются, другим, может, отказывают, а нам дают, не обижают. И усиливается поток грузов, и лежат потом месяцами под открытым небом всякие там фильтр-прессы, вакуум-фильтры, центрифуги, летом мокнут под дождем, зимой заносит их снегом. Особенно не повезло одетому совершенно новому вакуум- фильтру: почти год он лежит без движения на разгрузочной площадке, ржавеет. А стоит он ни много ни мало 8000 рублей.
Представь себе, Бибо, на той самой площадке, где, если можно так сказать, хранится новое оборудование, полновластным хозяином чувствует себя ржавчина, или, по-научному выражаясь, коррозия. С сентября прошлого года она грызет станину фильтр- пресса стоимостью в 1574 рубля, рифленые плиты к нему и многое другое, не менее ценное. А директор комбината т. Поспелов, главный инженер т. Дулаев, главный механик т. Светличный, сложив ручки на груди, ждут, когда коррозия, наконец, съест свое дорогое блюдо. Даже инженер по новой технике т. Мисиков равнодушно проходит мимо новой техники. Главное ведь сделано. Оборудование получено. А что не устанавливается, так что за беда. Помокнет под дождем, проржавеет, смотришь, и работать лучше будет.
Даже после того, что услышал, я не могу упрекнуть руководителей комбината в совершенном равнодушии к новой технике. Как-никак они явно отдают ей предпочтение: хранят на заасфальтированной площадке, в то время как старые механизмы валяются в грязи.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ, ИЛИ ВОЛЫНКА СО ШТАКЕТНИКОМ
Мартовское солнце дерзко ворвалось в кабинет начальника ЖКО Дигорского сахарного завода. Оно с укоризной посмотрело на Руслана Цопанова. "Что же это ты, друг, не готовишься к весне?" "Да, действительно, – подумал коммунальный руководитель, – чего же я жду?" Посмотрел на выбоины, образовавшиеся за зиму на асфальте дорог и тротуаров, потрогал ветхий забор. И решил: пора браться за дело. На следующий день он уже стучался в двери кабинета главного инженера – лесничего Ирафского лесхоза И. Васильева.
– Входи, дорогой, входи! Тебе что? Семнадцать кубометров штакетника? Пожалуйста. Плати 512 рублей и бери хоть завтра.
Растроганный такой чуткостью Цопанов, не чуя под собой ног, помчался домой. В тот же день завод перечислил лесхозу необходимую сумму.
29 марта. Начальник ЖКО лихо осадил грузовик возле склада лесхоза.
– Вы за штакетником? – спросил завскладом Сулейман Дзанкисов. – Так его у нас нет. Приезжайте завтра.
30 марта. Не столь уже лихо Цопанов подкатил к лесхозу. Его встретил тот же завскладом.
– Вы опять за штакетником? Его и сегодня не будет. Приезжайте дня через три.
3 апреля. Главный лесничий Васильев лично встретил вконец удрученного коммунального начальника.
– Выше голову, старина! На этот раз мы не отпустим тебя с пустыми руками. Забирай 0,35 кубометра штакетника и благоустраивай завод на здоровье.
– А нельзя ли получить сразу все 17 кубометров?
Что ты, что ты! – заволновался Васильев. – У нас ведь некому его делать. Слушай, а может, возьмешь дрова? Честное слово, не прогадаешь. Такие дрова, пальчики оближешь.
– Нам не нужны дрова.
– Ну как угодно. Тогда приезжай шестого апреля.
6 апреля. Завидев хорошо знакомую автомашину, Сулейман Дзанкисов пришел в восторг:
– Вот хорошо, что вы приехали! Есть один кубометр штакетника. Грузите скорее и говорите мне спасибо.
Так до сих пор начальник отдела коммунального хозяйства Руслан Цопанов гоняет грузовую автомашину из Дигоры в Чиколу и обратно. И за это время перевез всего лишь пять кубометров штакетника. С каждым рейсом растет цена обыкновенных буковых дощечек. Уже сейчас их можно сравнить, пожалуй, только с золотом. А что будет к концу года, когда Ирафский лесхоз отпустит последний, семнадцатый, кубометр? Об этом даже я, Бибо, страшусь думать.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ, ИЛИ КАК СТРОИТСЯ МОСТ
Знаете, как только пойдут тучи с Черной речки, так моя соседка предупреждает меня: "Скоро дождь пойдет, Бибо. Пойдешь на работу, не забудь плащ". Вот уж мне эта Черная речка, и слова-то доброго не стоит, так, ручеек какой-то, а сколько неприятностей людям причиняет. Правда, насчет ее размеров со мной могут не согласиться работники 503-го дорожного участка. Для них она шире и глубже Волги. Вот уже больше двух лет они самоотверженно строят через нее мост. И за это время ценой героических усилий им удалось воздвигнуть две опоры.
Я попросил нынешнего начальника участка т. Гагиева сказать несколько слов читателям нашей газеты об опыте скоростного возведения мостов.
– Вы оказываете большую честь лично мне и всему коллективу нашего участка, – скромно ответил т. Гагиев. – Конечно, наш опыт строительства мостов заслуживает самого пристального внимания. Средства у нас есть, работники рвутся к рекордам, но нас сдерживает на данном отрезке дистанции Пригородное объединение "Сельхозтехники": оно не выделяет нам экскаватор, необходимый для выполнения ответственных земляных работ. Что же касается нас, то смею вас заверить: мы делаем все, что можем.
Действительно, какие могут быть претензии к работникам 503-го дорожного участка, если они строят мост, как могут! Пусть автомашины с молоком, бардой, минеральными удобрениями по-прежнему форсируют вброд Черную речку, или сваливаются с временного моста, или застревают в грязи. Ждать-то нового моста остается недолго: еще каких-нибудь два-три года.
* * *
Вот и все мои удивительные истории. У них, правда, нет пока конца, но, я думаю, он будет.
БИБО.
(Номер газеты "Соц. Осетия" за 2 июля 1967 года)