Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Христианская жизнь Моисея Коцоева

[B]Протоиерей Моисей КОЦОЕВ (1869–1939) – видный деятель осетинской культуры, настоятель кадгаронской Михаило-Архангельской цер­кви (1897–1912), миссионер, педагог, создатель церковно-при­ходского братства во имя святого архистратига Михаила, редактор журнала "Чырыстон цард" ("Христианская жизнь") (1911–1913).[/B]

Моисей (Дахцыко) Захарович Коцоев ро­дился 26 июня 1869 года в с. Гизели. После окончания гизельской церковно-приходской школы в 1887 году поступил в Александровское осетинское духовное учи­лище в с. Ардоне. В 1893 году о. Моисей успешно окончил духовное училище и в следующем году стал учителем в церковно-приходской школе с. Махческа горной Дигории. На пожертвования жителей были закуплены книги для школьной библиотеки и учеб­ные пособия для школы. В начале 1895 года учитель открыл религиозно-нравственные чтения для взрослых.

21 января 1896 года епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) во владикав­казском кафедральном Михаило-Архангельском соборе (Новый собор) рукоположил Моисея Коцоева в сан диакона, а через четыре дня в Спасо-Преображенской церкви (Старый собор) – в сан священника. Отец Моисей стал священником храма во имя великомученика и Победонос­ца Георгия с. Галиата. Он отремонтировал старый храм, читал проповеди, проводил беседы.

1 ноября 1897 года о. Моисей Коцоев был перемещен в Михаило-Архангельскую цер­ковь с. Кадгарона. По призыву настоятеля прихо­жане возвели вокруг храма каменную ограду. Большую работу в приходе о. Моисей проводил против суевер­ных обычаев, выплаты за невесту калыма, увещевая в проповедях прихожан. Священник тщательно следил, чтобы прихожане заключали церковные браки. В 1907 году он опубликовал во "Владикавказских епархиальных ведомостях" статью "Отрадное явление в жизни осетинского народа", в которой поддержал выпол­нение общественного приговора представителей осетинских обществ, направленного на искоренение калыма, похищение невест, поминок, воровст­ва, грабежей.

Большое внимание о. Моисей уделял кадгаронским мужской и женской церковно-приходским школам, в которых был заведующим и учителем Закона Божия. В ноябре 1897 года он открыл школу грамоты для мальчиков. В 1900 году во всех трех школах обучались 215 детей. В том же году его стараниями открылась воскресная шко­ла грамоты для взрослых, которую посещали 50 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. По настоянию священника кадгаронцы построили два новых зда­ния: в одном располагалась школа грамоты для мальчиков, а в другом женская церковно-приход­ская школа.

В 1902 году Ардонское отделение Владикавказского епархиального училищного совета решило открыть при кадгаронской женской школе центральную учебно-ткацкую мастер­скую. Кадгаронское сельское общество временно предоставило на ее нужды новое каменное здание сельского правления и пожертвовало 300 руб., на которые были приобретены ткацкие станки и пряжа. 24 ноября 1902 года при школе открылась пер­вая в Терской области ткацкая учебная мастерская, в которой обучались 17 учениц. По ходатайству о. Моисея при мужской школе в том же году была открыта столярно-токарная мастерская.

В1903 году на международной научно-промышленной выставке "Детский мир", прохо­дившей в Санкт-Петербурге, кадгаронской одноклассной женской церковно-приходской школе с ткацко-рукодельным отделением за альбом ткацких и рукодельных изделий была присуждена бронзовая медаль и выслан диплом. В связи с этим событием Г.В. Баев выступил в 1904 году в газете "Терские ведо­мости" со статьей "Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная мастерская". К сожалению, в октябре 1907 ткацкая школа была закрыта.

Священник Моисей Коцоев немало потрудился на благо кадгаронцев. В 1903 – начале 1904 года он создал в селе церковно-при­ходское братство во имя святого архистратига Михаила, которое объединяло 50 жителей, включая четырех женщин. Целями братства являлось оказание помощи женщинам, религиозно-нравственное просвещение, искоренение суеверий и пороков, попечение о народном образовании и обучение детей разным ремеслам. Г.В. Баев в статье "Кадгаронское братство", опубликованной в 1904 году в газете "Каз­бек", писал, что открытие в Кадгароне просветительно-кооперативного обще­ства, наряду с основанием сельского банка и учебно-ткацких мастерских, является боль­шим прогрессивным сдвигом. В 1905 году в знак благодарности за все труды прихожане тор­жественно преподнесли священнику икону Божией Матери в серебряной ризе и священнический посох в серебряной оправе с надписью: "Нашему достойнейшему пастырю о. Моисею Коцоеву от благодарных и любящих кадгаронцев", который ныне хранится в Национальном музее РСО–А.

Немало забот потребовало от о. Моисея и строительство ногкауской церкви-школы во имя святителя Николая Чудотворца, приписанной к кадгаронскому приходу. Школа, в которой он был заведующим, была открыта в 1898 году, однако, после осквернения в 1905 году была закрыта, ее имущество перенесено в отселок Бирагзанг, где для школы было построено новое здание. Ценным источником сведений о пастырском служении о. Моисея является его статья "Приход Кадгаронский. Историко-статистическое описание", опубликованная в 1900 году в нескольких номерах журнала "Владикавказские епархиальные ведомости". В 1901 году священник перевел на осетинский язык "Житие святого Георгия Победоносца" и "Чуде­са святого Георгия Победоносца", оставшиеся в рукописи. В 2005 году она была издана отдельной брошюрой.

В 1901 году о. Моисей Коцоев участвовал в работе Комиссии по пересмотру перевода на осе­тинский язык "Святого Евангелия", изданного в 1864 году в Тифлисе. "Святое Евангелие" на осетинском языке в новой редакции, изданное во Владикавказе в 1902 году, стало заметным событием в культурной жизни Осетии. В 1906 и 1908 годах в качестве приложений к "Владикавказским епархиальным ведомостям" по церквям Осетии рассылались "Кате­хизические поучения" на осетинском языке, составленные о. Моисеем.

В 1908 году отец Моисей стал членом Осетинской издательской Комиссии по переизданию цер­ковных богословских книг на осетинский язык. В том же году священники Xарлампий Цомаев, Моисей Коцоев и Иоанн Рамонов испра­вили старые осетинские переводы Служебника, Требника и "Книги молебных пений" и подготовили их к печати, однако, из-за недостатка средств их издание в новой редакции не состоялось.

В 1911 году о. Моисей Коцоев добился издания ежемесячного журнала на осетинском языке "Чырыстон цард" ("Христианская жизнь"), выпустив в течение года 12 номеров. В журнале печатались проповеди, статьи религиозного содержания, жития святых, очерки о деятельности школ, статьи и стихи местных авторов и др. В 1912 году о. Моисей пытался выпустить журнал в обновленном виде, но это ему не удалось. В 1913 году им было издано три номера журнала, но на этом его издание прекратилось. В 1915 году журнал под тем же названием был возобновлен редактором о. Харлампием Цомаевым, который писал: "Журнал, кото­рый был редактирован священником Коцоевым, как первый в осетинской литературе периоди­ческий орган требовал большого труда, который и нес редактор четко и безвозмездно, причем в каждом номере печатал собственные проповеди и статьи редактора".

13 ноября 1912 года о. Моисей Коцоев был переведен во Владикавказ в новооткрытый Ге­оргиевский (осетинский) приход на Тенгинской слободке. Под его руководством слобожане в короткие сроки возвели на свои средства временный деревянный храм во имя святого великомученика и Побе­доносца Георгия. 24 марта 1913 года состоялось освящение храма. Это событие о. Моисей подробно осветил в своей статье. 1 января 1914 года он открыл при храме женскую церковно-приходскую школу.

Первая мировая война резко изменила судьбу пастыря. В 1915 году о. Моисей был назначен полковым священником в Осетинский конный полк, сформированный на базе Осетинского конного дивизиона. Полк входил в состав 3-й Кавказской казачьей дивизии. Рядовыми (всадниками) были осетины, а среди офицеров были представители разных национальностей.

В начале января 1916 года Осетинский конный полк прибыл на фронт и вместе с дивизией включен в состав 4-го конного корпуса генерала Гилленшмидта. В марте того же года о. Моисей обратился с просьбой к городскому голове Г. В. Баеву организовать снабжение всадников полка пасхаль­ными подарками от их родных. Летом конный корпус разбил германцев в боях в районе Галузии, Волчецка и Маневичей. Весной 1917 года в полк были зачислены осетины-офицеры из других частей, новым командиром полка стал полковник Василий Дахцикоевич Хетагуров. Осетинский кон­ный полк принял активное участие в летнем наступлении русской армии. Многие подробности этих боев стали известны благодаря заметкам, которые присы­лал о. Моисей в редакцию "Ирон газет".

В июле 1917 года Осетинскому конному полку пришлось у г. Монастержиско прикры­вать пехотные части русской армии, которые, бросив фронт, стали беспорядочно отсту­пать. 11 июля произошла трагическая гибель командира полка полковника В.Д. Хетагурова и нескольких десятков всадников. Отец Моисей сопровождал его гроб во Владикавказ, где он был с военными почестями похоронен в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). К со­жалению, могила его не сохранилась.

В сентябре 1917 года Осетинский конный полк был включен в состав формируемого в Терской области Кавказского туземного конного корпуса. Вскоре после Октябрьской революции, к январю 1918 года, осетинские полки фактически распались, а в мае того же года были официально расформированы.Священник вернулся во Владикавказ, где служил в храме в честь святых апостолов Петра и Павла(известный как Тенгинский/Апшеронский).

В 1919 году священники Xарлампий Цомаев и Моисей Коцоев стали членами Осетинского историко-филологического общества (ныне СОИГСИ), созданного во Влади­кавказе. В 1925 году они составили настенный "Отрывной календарь на осетинском языке на 1926 год", который содержал богатый фольклорный и этнографический мате­риалы. К сожалению, он так и не был издан, его рукопись хра­нится в Научном архиве СОИГСИ.

По данным протоиерея Xарлампия Цомаева, в 1921 году о. Моисей Коцоев был возведен в сан про­тоиерея. В конце 1922 – начале 1923 года большая часть владикавказского духовенства, в том числе и о. Моисей, вошла в состав обновленческого "Союза общин древлеапостольской церкви" (СОДАЦ), лидером которого был А. Введенский. В начале 20-х годов священник был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. В начале 30-х годов храм в честь святых апостолов Петра и Павла, как и большинство храмов Владикав­каза, был закрыт, а в 1967 году на его месте было построено здание Северо-Осетинского государственного дра­матического театра (ныне Северо-Осетинский государственный академический театр им. В.В. Тхапсаева).

Во Владикавказе у о. Моисея был собственный дом на ул. Мещанской (ныне ул. Революции). Священник имел четырех дочерей и двух сыновей, которым дал образование. Последние годы его жизни плохо документированы. Боль­шую часть времени о. Моисей жил у сына Бориса в г. Баку, где и был похоронен в 1939 году.

Многогранная подвижническая деятельность протоиерея Моисея Коцоева в деле христианского просвещения не должна быть забыта нашими современниками.

Автор: Лариса ГОСТИЕВА, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 935

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика