Он был настоящим мастером операторского искусства, имел высочайшие талант и профессионализм. До конца своей жизни был предан служению своему делу. Более полувека Михаил Александрович посвятил североосетинским кино и телевидению.
Фильмография Михаила Немысского содержит большое количество игровых и документальных кинокартин. Это такие фильмы, как "По следам Карабаира", "Кольцо старого шейха", "Пишите письма", "Снег в сентябре", "Легенда горы Тбау", "Тайна рукописного Корана" и многие другие.
Большинство фильмов он создавал вместе с режиссером-постановщиком, своим другом и соратником Рафаэлем Гаспарянцем. Их тесная дружба началась во время учебы в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте, на базе которого была создана любительская студия "СКГМИ-фильм". Здесь они вместе делали свои первые шаги в кинематограф.
Михаил Немысский работал со многими режиссерами, операторами, актерами Северного Кавказа. Вместе они прославили на всю страну кино Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других республик, объединенных в 60-е годы Северо-Осетинской студией телевидения под руководством народного писателя Осетии Ахсарбека Агузарова.
15 августа Михаилу Александровичу исполнилось бы 77 лет. В честь этой даты в Доме кино во Владикавказе состоялся вечер памяти, на который собрались родственники, друзья, коллеги, журналисты, любители кино и творчества Михаила Немысского.
В адрес Мастера звучали теплые слова. Коллеги вспоминали о работе с ним на площадке и за ее пределами, о вкладе, который он внес в развитие северокавказского кинематографа. Среди выступивших были министр культуры РСО–А Эдуард Галазов (на фото справа), заслуженный работник культуры РФ, председатель Союза кинематографистов Северной Осетии Султан Цориев, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, продюсер Темина Туаева, народный поэт Северной Осетии Ирина Гуржибекова, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Аким Салбиев, старший корреспондент газеты "Растдзинад" Валерий Гасанов, журналист Ирина Бегизова и другие.
"Михаил Немысский – настоящий мэтр, гордость нашего кинематографа. Повезло тем, кто с ним работал. С Михаилом мы были знакомы не один десяток лет, но на профессиональном пути не сталкивались. Общение у нас происходило обычно при участии третьих лиц. Он был скромным, молчаливым человеком. Но молчание его было говорящим. Он мог ничего не говорить, но его участие в диалоге всегда чувствовалось", − сказал Эдуард Галазов.
"С Мишей мы практически всю жизнь были рядом друг с другом. С молодости работали над одним делом. Всякие случались в жизни обстоятельства, но он всегда был предан выбранной профессии. Не отвлекался ни на что другое. Он был кинооператором от Бога, настоящим профессионалом. Ему удалось войти в ряд ярчайших кинооператоров страны. К сожалению, вместе мы редко работали, так как я был занят на одной площадке, он – на другой. Но стоит отметить их тандем с Рафаэлем Гаспарянцем. Они настолько друг друга дополняли, что их работу сложно было разделить, они были единым целым. Такой творческий союз встречается очень редко", − подчеркнул Султан Цориев.
Своими воспоминаниями поделилась и Темина Туаева: "О мастерстве Миши не буду говорить, об этом расскажут его фильмы. Мы с ним работали над многими картинами. Я могу искренне сказать, что теплее нашего с ним и Рафаэля творческого содружества не было. Я очень любила с ними работать. В какие ситуации бы ни попадали, всегда проблемы и вопросы решались спокойно, мы всегда находили общий язык".
В рамках мероприятия прошло открытие фотовыставки. Ее подготовили дочери Михаила Александровича Галина и Антонина. На выставке представлены архивные кадры, на которых запечатлен Михаил Немысский. Это своего рода биография в фотографиях. Здесь детство оператора, первые шаги в кино, снимки с коллегами, а также киноленты, ставшие настоящей классикой кинематографии. Зрителям также показали киноработы Михаила Немысского, снятые вместе с режиссером и журналистом Мадиной Тезиевой: "Лескен. Азбука в картинках" и "Шамиль в ссылке". Оцифрованные киноленты предоставил Российский государственный архив кинофотодокументов.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.