[F] Каждому ребенку в России, независимо от наличия у него инвалидности, гарантировано бесплатное и доступное обучение.[/F]
Это право закреплено в Конституции РФ, Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также – в Федеральных государственных образовательных стандартах, в том числе и в обновленных, вводимых с 1 сентября 2022 года в начальной и основной школах.
В нашей республике одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: в специальных (коррекционных) образовательных организациях детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта; в общеобразовательных организациях, интегрированное (инклюзивное) обучение. Третий подход предполагает не только совместное обучение особенных детей и типично развивающихся, но и создание для всех равных возможностей.
Интерактивная образовательная платформа Учи.ру провела в конце 2021-го – начале 2022 учебного года опрос 6191 учителя и изучила их отношение к инклюзивному обучению: 63% опрошенных имеют опыт работы с детьми с особенностями развития (задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна и др.); 27% ответили, что инклюзивное обучение положительно влияет на учебный процесс, остальные опрошенные затрудняются ответить или считают, что оно никакого влияния не оказывает.
С 1 августа прошлого года в нашей республике Северо-Осетинской республиканской общественной организацией "Ассоциация педагогов-психологов" реализуется совместно с Министерством образования и науки РСО–А и кафедрой педагогики и психологии РИПКРО проект "Учимся вместе: интеграция детей с особыми потребностями в школьное образовательное пространство". Предназначен он для выявления и поиска путей решения проблем обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в условиях конкретной общеобразовательной школы. Направлен проект на повышение уровня профессиональной и психологической компетенций учителей начальной школы, в классах которых дети с условной нормой развития и дети с особыми образовательными потребностями обучаются и воспитываются вместе. Проект реализуется в 15 общеобразовательных школах Владикавказа и районов республики. Список образовательных учреждений согласован с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Координатор проекта, педагог-психолог Л.И. Доева поделилась опытом, приобретенным в СПб ГБ ПОУ Охтинский колледж во время стажировки по вопросам создания специальных организационных и педагогических условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Она подробно остановилась на применении Ко-терапевтической системы "Келли". Еще один – координатор Д.Д. Моргоева рассказала о тесте детской апперцепции, носящем проективный психодиагностический характер и применяемом с целью определения эмоционального состояния, настроя, чувственных потребностей и особенностей личностных характеристик детей в возрасте от трех до десяти лет.
Чтобы с первого сентября обучать первоклашек – детей с ОВЗ по обновленным ФГОС НОО -2021, нужно не только проверить, готова ли школа к новым требованиям стандарта, но и оценить стартовый уровень особенных детей. Первой составляющей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при переходе на инклюзивное образование является психологическая диагностика. Пилотным школам проекта в этом помогут полученные от Ассоциации инструментарии (тест детской апперцепции (САТ) и Ко-терапевтическая системы "Келли"), локальные координаторы проекта.
Проблема инклюзивного или интегрированного образования не замалчивается, а обсуждается. Никто не закрывает глаза на жалобы, которые поступают и от родителей детей с ОВЗ, и от родителей общеобразовательных классов, и от педагогов, которые должны в своей работе учитывать особенности ребят. Педагоги, работающие в классах с "особенными" детьми, нуждаются в информационно-методической поддержке, к чему и стремится Северо-Осетинская ассоциация педагогов-психологов. С этой целью во всех районах республики и г. Владикавказе пройдут "круглые столы" для учителей начальной школы.
Уже проведены они в Ардонском, Алагирском, Моздокском районах. Активное участие здесь приняли локальные координаторы проекта и руководители муниципальных объединений педагогов-психологов. По заявке Ассоциации, учитывая актуальность проекта, Фонд президентских грантов продлил проект "Учимся вместе: интеграция детей с особыми потребностями в школьное образовательное пространство" до 1 ноября 2022 года.