Психологи, работающие в системе УФСИН, выполняют важнейшие задачи: участвуют в профотборе сотрудников, сопровождают их во время дальнейшей службы, работают с осужденными. Это огромная работа, без которой адаптация сотрудников и осужденных, их взаимодействие были бы чрезвычайно сложными. О нюансах работы психологической службы УФСИН России по РСО-А нашему корреспонденту рассказала ее начальник Регина Малиева.
– Регина Хамбиевна, начнем с вопроса: чем заключается психологическое сопровождение сотрудников и осужденных?
– Психологическое сопровождение – это, во-первых, психологическая диагностика, во-вторых, психологическая коррекция и консультирование. Следующее направление – психопрофилактическая работа. И последнее – это изучение социально-психологических процессов (психологического климата).
Надо отметить, что психологическая служба как целостное структурное подразделение зарождалось как раз в период моего назначения на должность, в 1998 году. Я делала первые шаги в профессии практически "в чистом поле": ни опыта, ни старших наставнико. Но интерес к профессии, все же, мотивировал. Первый год я работала только с сотрудниками. С введением должностей психологов во всех учреждениях начала осваивать роль начальника службы. У нас работоспособный, дружный, увлеченный своей профессией коллектив единомышленников.
Вы, наверное, удивитесь, но когда я начинала служить, многие не видели существенной разницы между психологом и психиатром, не знали, каковы границы возможностей психологов. Конечно, это создавало определенные трудности в работе, но даже маленький успех каждого психолога способствовал формированию авторитета службы: психологам доверяют, к психологам обращаются. А это главное.
– Скажите, как проходит диагностика при поступлении на работу? Каким требованиям должен соответствовать человек, чтобы психолог его допустил до работы?
– В первую очередь, мы смотрим стрессоустойчивость, она должна быть хотя бы на среднем уровне. Кроме того, не должно быть каких-то аддикций, то есть ощущаемых человеком навязчивых потребностей в определённой деятельности, начиная с алкогольной и наркотической, заканчивая, например, сектантством, кредитоманией и т. д. Конечно, в разговоре это сложно определить, но опытные психологи подмечают какие-то особенности еще при беседе. Также мы учитываем, совместимы ли психологические особенности будущего сотрудника с его должностью. Например, если он устраивается в отдел охраны, у него должны быть хорошая память, внимательность, мышление. Если у кандидата, например, проблемы с вниманием, мы можем его рекомендовать, но для другой службы.
– Много людей отсеивается на этом этапе?
– Нет. Прежде всего, от человека, который приходит к нам на службу, требуется адекватность. Неважно, на какую должность он придет, он адаптируется и сможет в ней функционировать. Если у него отсутствуют адекватность и гибкость, то он не адаптируется в принципе ни к какой должности. Иногда мы видим, что кандидат слишком ведомый, и он не сможет работать с осужденными, как бы он ни старался. Есть риск, что он не адаптируется. Да, мы можем его рекомендовать для работы строго под контролем, чтобы наставники с ним работали, но это уже риск.
– А позже, во время службы, какая работа ведется с сотрудниками?
– В первую очередь это диагностическая работа в соответствии с приказами с различными категориями сотрудников. Например, организовано проведение психодиагностических мероприятий с сотрудниками учреждений УФСИН России по Республике Северная Осетия – Алания, непосредственно контактирующими в ходе служебной деятельности с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными. Еще одна категория сотрудников – несущие службу с оружием. Одним словом, диагностическая работа проводится с определенной периодичностью на всех этапах несения службы: при перемещении сотрудника на новую должность, заключении в резерв, продление контракта и т.д.
Кроме того, проводятся в различных форматах занятия с сотрудниками, направленные на повышение психологической компетентности, на формирование навыков и умений для эффективного выполнения поставленных задач: антиманипулятивное поведение, навыки распознавания признаков суицидального поведения, формирования стрессоустойчивости, навыки делового, бесконфликтного, конструктивного общения и так далее. Это, в свою очередь, способствует профилактике деструктивного поведения сотрудников, предупреждает профессиональную деформацию, снижает риск развития профессионального и эмоционального выгорания.
Кроме того, сотрудники обращаются за помощью психолога по самым различным вопросам: личным, семейным проблемам, по профориентации детей-подростков. Психологическое консультирование – еще одно направление деятельности психологов.
Психологами также изучаются социально-психологический климат в служебных коллективах, групповые процессы в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных, социально-психологическая обстановка среди осужденных. В ходе опроса сотрудников выявляются факторы, осложняющие несение службы, ухудшающие морально-психологическое или физическое состояние сотрудников. Выявление проблемных аспектов в среде осужденных способствует принятию своевременных мер, направленных на недопущение осложнения оперативной обстановки в учреждении.
Наряду с этим, психологами ведется работа по повышению профессионального мастерства, изучаются современные достижения психологии, изучается и внедряется передовой опыт коллег из других регионов.
– Когда осужденный прибывает в СИЗО, с ним сразу работает психолог?
– Обязательно. Психодиагностика поступающих в карантинное отделение осуществляется в течение суток со 100-процентным охватом. Работу в карантине психологи начинают с изучения личных дел вновь прибывших. В личном деле психолога интересуют такие аспекты, как: употребление наркотиков и алкоголя, учет в наркологическом и психиатрическом диспансерах, имел ли ранее судимости, сколько, наличие попыток суицида и актов членовредительства и т.п.. На основании полученной информации психолог планирует основные направления индивидуальной беседы и план его психологического сопровождения. Но основная задача, которая стоит перед психологом на этом этапе: установить контакт с заключенным под стражу, снять эмоциональное напряжение, снизить тревожность, способствовать адаптации к условиям изоляции от общества, обозначить границы возможностей психологов (по каким вопросам обращаться за психологической помощью).
– Как проходит работа с осужденными, которые некоторое время находятся в заключении? По запросу или с какой-то периодичностью?
– В карантине мы охватываем всех. Затем выделяем различные категории осужденных, которые стоят на профилактическом учете, например, лица, склонные к суициду. Если человек не состоит на профучете и не обращается сам, проводим психологическую аттестацию (диагностику) один раз в год, проводим профилактические и просветительские занятия, беседы. Если же мы говорим об осужденных, состоящих на профилактическом учете (а таких очень много), есть определенный алгоритм работы. Мы обязательно должны беседовать с ними не реже чем раз в квартал, создавать с ними психокоррекционные группы. Если человек склонен к суициду, мы предполагаем, что, скорее всего, у него слабые волевые качества, подверженность аффективным переживаниям. Мы собираем группу, где большинство людей с подобными качествами, и стараемся работать с ними именно по этим "мишеням". Среди наших "подопечных" много лиц, не желающих становиться на путь исправления. И даже в условиях отбывания наказания пытаются своим поведение дестабилизировать обстановку, совершать деструктивные поступки. Данные лица по решению дисциплинарных комиссий для изоляции от остальной массы осужденных, с целью снижения их негативного влияния на других, водворяются в запираемые помещения. Психологу важно определить психоэмоциональное состояние водворяемого, чтобы не допустить акты аутоагрессии, а в дальнейшем построить психологическое сопровождение на весь срок изоляции от основной массы осужденных.
– Какой самый частый запрос у осужденных?
– Сложно сказать, потому что у нас разные учреждения. Если мы говорим про СИЗО, то это, конечно, изоляция, отрыв от дома, напряжение, беспокойство, тревога, панические состояния, потому что люди еще находятся в неопределенной ситуации ожидания. В строгом же режиме, когда длительно отбывают наказание, это опустошение, бесперспективность. Перед освобождением они чувствуют страх, потому что не знают, что делать на свободе.
– А как в уголовно-исполнительной системе Северной Осетии служится женщинам?
- В уголовно-исполнительной системе нашего региона служит много женщин. И психологическую службу тоже в основном представляет женский состав: из девяти психологов двое – мужчины. На первый взгляд, существенной разницы нет. Но особенность учреждений УИС, конечно, предопределяют задачи, которые могут ставиться перед женщинами. Наши женщины не просто хорошо справляются с поставленными задачами, но сохраняют в себе женственность, остаются милыми, отзывчивыми, красивыми.
– Что бы вы хотели пожелать сотрудникам психологической службы УИС в профессиональный праздник?
- 2 сентября 2022 года исполняется 30 лет со дня создания психологической службы уголовно-исполнительной системы. За прошедшие со времени создания годы службой пройден огромный путь, она стала значимой для уголовно-исполнительной системы структурой с серьезным потенциалом. В основе профессии психолога лежит творческое начало, именно оно позволяет каждый раз помогать людям, находящимся в различных сложных жизненных ситуациях, лучше и слаженнее функционировать коллективам. Профессия психолога всегда требовала глубоких знаний, исключительного трудолюбия и самоотдачи, душевной щедрости, отзывчивости и, конечно же, таланта. Пусть никогда не иссякнет доброта и мудрость в ваших сердцах, не погаснет огонь искренней преданности своему делу. Желаю вам, дорогие коллеги, доброго здоровья и благополучия, терпения и оптимизма.