– Рамазан Олегович, каков объем республиканской программы капремонта?
– Его составляет большое число показателей, в частности, это свыше 107 тысяч лицевых счетов граждан, то есть квартир, расположенных в более чем в 2600 многоквартирных домах, общей жилой площадью около 8 млн кв. м.
Если же говорить о производственных показателях, то за семь с половиной лет капитальный ремонт был проведен почти в десятой части всего жилого фонда – в 251 доме. Общая сумма средств, направленных на эти работы, составила без малого 1,1 млрд руб.
Только в этом году обновление пройдут около полусотни домов – 48, и в большей их части – 127 – работы уже завершены, их стоимость составила почти 100 млн руб.
– Какие именно виды работ входят в капитальный ремонт?
– Это ремонты несущих конструкций и фасадов, инженерных коммуникаций и подвалов, строительство новых кровель и замена лифтового оборудования.
На сегодня лифты заменены в 143 домах на сумму более 302 млн. руб. В этом году мы планируем установить новые лифты еще в 44 домах, и до 2025 г. в республике будут заменены все лифты, а это еще более 240 лифтов.
– Как обеспечивается качество ремонта?
– Отбор подрядных организаций производится по конкурсу, для участия в котором они должны соответствовать большому числу жестких профессиональных и финансовых требований. Ход проводимых работ регулярно и тщательно инспектируют сотрудники нашего технического отдела.
Приемку выполненных работ осуществляет комиссия в составе представителей Государственного жилищно-архитектурного надзора, местных органов власти и жильцов данного дома.
– Из обращений наших читателей в газету мы видим, что им не вполне понятна очередность проведения ремонта и некоторые другие вопросы.
– Мы тоже сталкиваемся с тем, что люди не видят разницы в текущем и капитальном ремонте, путают одно с другим. Отвечаем, разъясняем им, в том числе и порядок очередности домов и проведения в них разных видов ремонта.
Изначально сроки ремонта домов основывалась на данных об их состоянии, поданных управляющими компаниями и ТСЖ. Однако ежегодно эти данные уточняются, и программа актуализируется.
В то же время относительно новым критерием перенесения сроков ремонта дома стала платежная дисциплина его жильцов. Чем она выше, тем быстрее наступает срок. Если дом платит от 80% взносов и выше, то срок его ремонта может быть ускорен очень существенно.
Что касается видов ремонта, то по причине низкого уровня платежей населения мы не можем ремонтировать дома комплексно – выполнять все виды работ сразу. В связи с этим очередность работ определяют сами жильцы на общем собрании дома.
– Есть ли какие-то трудности в вашей работе?
– Главная трудность – финансовая, которая в свою очередь состоит из нескольких проблем. Первое – это крайне низкий размер взноса граждан на капремонт, не обеспечивающий финансирование программы в запланированном объеме. С начала года его размер вырос с 5,45 руб. за кв. м жилья всего до 5,68 руб. При этом средняя плата за техобслуживание, которое значительно дешевле капремонта, составляет свыше 13 руб. за тот же квадратный метр.
Другая проблема – это низкий уровень платежной дисциплины граждан, и это несмотря на то, что в нашей республике взнос на капремонт является самым низким на всем юге страны. Только в этом году мы вышли на уровень собираемости платежей в 64%, а в прошлом году это было 50%, в 2020-м – 42%, а до этого – еще ниже.
Наконец, проблемой является и слабое понимание гражданами значимости капитального ремонта их общей жилой собственности, которая с каждым годом все больше ветшает. А ведь при таком отношении дома с нынешней степенью износа в 70-80% быстро станут аварийными, и тогда у их жильцов действительно начнутся серьезные проблемы.
– Что вы делаете для изменения ситуации с неплатежами и непониманием?
– Мы ведем с нашими клиентами большую информационно-разъяснительную работу. О программе в целом и в каждом доме в отдельности любой желающий может узнать из наших сайта и телеграмм-канала, носящих название фонда. Любую консультацию можно получить по телефонам 25-79-45 и 53-26-00, а также непосредственно здесь, в фонде, на ул. Армянской, 30/1 в здании Министерства ЖКХ. Для удобства граждан приемная открыта на первом этаже.
Наконец, во Владикавказе на нескольких остановках размещены плакаты с информацией о фонде и QR-коды, по которым доступна дополнительная информация.
– А как же должники?
– Разумеется, мы не можем ограничиться одними увещеваниями, поэтому добиваемся от наших абонентов выполнения их части обязанностей – платежей. Сегодня на исполнении Службы судебных приставов находятся более 5,6 тыс. взысканий на сумму свыше 100 млн руб., а в судах – еще 315 заявлений на сумму свыше 12 млн руб.
Эти меры имеют действие, и, как я уже говорил, процент сбора взносов неуклонно и быстро растет. Однако мы не стремимся взыскать долги любой ценой и идем на многие послабления для должников, испытывающих временные материальные затруднения.
Например, мы предлагаем им реструктуризацию долга с первоначальной выплатой лишь его части и постепенным погашением по графику остатка. Это возможно даже после того, как начата процедура взыскания долга.
Еще раз хочу сказать: наша цель – сделать жилье граждан максимально безопасным и комфортным, но добиться этого мы можем только вместе с ними!