[B]Их стало больше – в буквальном смысле отправных точек, с которых может начинаться развитие школьника: в Северной Осетии в начале учебного года открылось 16 "Точек роста". Таким образом, на сегодняшний день в республике функционируют уже 103 центра образования. И это довольно оптимистичная цифра, которая от количественных показателей позволяет переходить к качественным и определить – есть ли рост в "Точках роста"?[/B]
Для ответа на этот вопрос не нужно проводить ВПР или сдавать ЕГЭ – достаточно взглянуть на сам центр образования: если там занимаются дети и педагоги, значит, все идет правильно. Создаваемые в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" центры образования естественно-научной и технологической направленности – не только для учащихся. И чем раньше это поймут учителя, тем эффективнее будет выстраиваться работа в общеобразовательных организациях сельской местности и малых городов, где, собственно, и открываются точки.
Этот ресурс формирования современных цифровых компетенций как у обучающихся, так и у педагогических работников удачно вписывается не только в школьную программу, но и в целом в стратегию развития информационного общества в стране и программу строительства крепкой экономики России. Для такой интеграции в центрах есть все необходимое оборудование. В этом можно было убедиться на торжественном открытии одной из "Точек роста". Например, в школе №1 с. Гизель Пригородного района. Центры оснащены цифровыми лабораториями по химии, физике, биологии, экологии, физиологии, нейротехнологии, образовательными наборами для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов, учебными роботами-манипуляторами с модульными сменными насадками, ноутбуками. Примечательно, что ознакомительные экскурсии для гостей могут проводить сами старшеклассники, для которых те же VR-технологии – не технологии будущего, а реальность, с которой они могут и хотят работать.
"Такая территория, как "Точка роста", безусловно, очень нужна в сельских школах. Во всех образовательных организациях, где реализуется этот проект, современное оборудование, которым оснащены кабинеты, можно использовать для получения новых компетенций как на уроках, так и на внеурочных занятиях, – отметила заместитель министра образования Северной Осетии Людмила Макиева. – Надеюсь, что вы сможете раскрыть здесь свой потенциал, в совершенстве освоить работу в учебных лабораториях, а наставники вам в этом помогут".
Чтобы помочь, наставникам тоже приходится учиться, что, по логике, вполне естественный процесс для хорошего педагога. Только такой совместный процесс познания может решить амбициозную задачу, стоящую перед "Точками роста" – помочь нашей стране сделать технологический рывок в ближайшем будущем. И вот это приближение районных школ по материально-техническому оснащению, по содержанию программ и методов обучения к школам в крупных городах – один из важнейших шагов в реализации конечной цели.
Разумеется, что эти центры – не улов, за которым все приехали "на рыбалку". Они – всего лишь удочка, а как уже в школе воспользуются полученными возможностями на практике – во многом зависит от энтузиазма педагогов, желания учеников и поддержки их родителей. "Точку роста", конечно, можно использовать лишь как музей технического прогресса или вспомогательную площадку для каких-то дополнительных занятий. А можно (читать как "нужно") создавать проекты, готовить школьников к различным конкурсам, а также внедрять в привычный образовательный процесс новые технологии и подходы, применяя имеющееся оборудование. К тому же при рациональном подходе центры становятся эффективной профориентационной площадкой, где ребята могут посредством знакомства с новыми технологиями определиться с будущей специальностью.
Очень важно, чтобы и администрация школ, и наставники четко понимали, что "Точка роста" – это не какой-то этап образовательной программы или какой-то конечный продукт, который нужно заиметь в школе. Это действительно точка, из которой выстраивается направление для личностного и командного развития. И к концу 2022 года в Северной Осетии появятся еще 6 центров, задающих вектор роста.