Это показывает и конкурсная практика, когда на одной площадке встречаются перспективные учителя, готовые расти и развиваться в системе образования. Как пример – учитель истории и обществознания центра образования "Эрудит" и школы с. Заманкула Ибрагим Багаев, который сейчас активно готовится к всероссийскому финалу профессионального конкурса "Педагогический дебют".
Ибрагим из тех, у кого горят глаза на педагогику. Этот огонь он несет и своим ученикам, и коллегам – его победа в республиканском конкурсе "Педагогический дебют" воодушевила даже педагогов со стажем. И именно они включились в совместную работу по подготовке Ибрагима Багаева к дальнейшим этапам профсостязаний. "По приказу минобрнауки республики была создана рабочая группа, в которую вошли и работники СОРИПКРО, и опытные учителя истории, также я подключил своих преподавателей из Саратова. И в этой команде мы готовимся к финалу, – рассказал дебютант. – На первом этапе мне предстоит дать открытый урок в любом из субъектов РФ. После уже будут очные испытания в Москве: мастер-класс, на котором предстоит показать свою уникальную методику, затем – публичные выступления на тему, кажущуюся нам важной в системе образования, разговор на равных с представителями СМИ. По итогам всех этих мероприятий и будет определен победитель всероссийского этапа".
Важна ли для Ибрагима эта победа? Безусловно. Нужна ли она нашей республике? Однозначно. Но даже тут осмелюсь сказать, что сам факт абсолютного признания второстепенен на фоне того багажа знаний и опыта, который у участника останется после. Тем более что сейчас стараниями министра Эллы Алибековой подготовке конкурсантов соревнований педагогического мастерства уделяется особое внимание и оказывается большая поддержка. "Это произошло благодаря структурным изменениям. Мы сейчас работаем на результат. К сожалению, 20 лет стажа не есть синоним результативности. И она даже не в высоких баллах ЕГЭ, а в качестве знаний. Без них мы не можем говорить об эффективности того или иного учителя, – рассуждает Ибрагим Багаев, считая, что каждый учитель должен стремиться к одной цели: чтобы система образования республики была как минимум в десятке лучших по стране. – Сегодня изменился федеральный стандарт образования, дав педагогам больше самостоятельности в работе. Это значит, что мы можем искать и применять какие-то нестандартные решения, чтобы лучше доносить материал. И в рамках подготовки к конкурсу я буду давать открытые уроки в разных школах республики, чтобы получить обратную связь и от учеников, и от своих коллег".
Для своего публичного выступления молодой педагог обозначил две проблемы: одну – на республиканском уровне, вторую – на федеральном. Не желая обидеть никого из своих коллег, Ибрагим считает, что управленческий корпус образования нужно омолаживать, привлекая к работе инициативных и ресурсных специалистов. "Если перед нами эффективный директор школы, то, значит, ему нужно расти дальше по карьерной лестнице. Да, конечно, не все педагоги обладают амбициями, являясь при этом высококлассными специалистами. Но ведь есть те, кто хочет, а главное – может, быть лидером. Почему бы не дать им возможность проявить себя? Да, они будут совершать ошибки. Но их не делает только тот, кто ничего не делает. Рядом ведь будут старшие, которые в качестве наставников будут помогать молодому поколению", – по мнению Ибрагима, директор, который действительно переживает за свою школу, может сам подготовить преемника из своего коллектива, обучая менеджменту и делясь профессиональными секретами. И тут, конечно, встает вопрос, в принципе, о качестве подготовки педагогических кадров, который молодой историк и хочет вынести вторым пунктом своего доклада. "Двухуровневая система подготовки, к сожалению, сегодня не отвечает требованиям к будущим педагогам. Система бакалавриата и магистратуры не предполагает достаточного объема практики, без которой выпускнику в школе делать нечего. Педагогика – это состояние души, и чтобы оно было на подъеме, нужен контакт с детьми, со старшими коллегами. Учительство, на мой взгляд – это искусство, которое нужно творить у доски, а не сидя 6 лет за студенческой партой".
Разумеется, решение всех этих вопросов – дело не одного дня, и Ибрагим сам это прекрасно понимает. Но откладывать дальше некуда – первые шаги стоит предпринимать уже сейчас, в том числе и для того чтобы вернуть авторитет учителю. "Уважать будут только того учителя, который сможет заинтересовать детей. А чтобы это сделать, надо потрудиться: пересказывать параграфы из учебника совсем недостаточно. Учитель должен давать уникальные знания, которые дети не смогут прочитать в своих книгах, а для этого ему самому постоянно нужно учиться. И иметь в арсенале не одну, а несколько методик, как самостоятельных, так и интегрированных между собой: ведь то, что подходит для 5 "А", совсем может не сработать с 5 "Б".
Конечно, я могу понять педагогов, которые в качестве оправдания своей пассивности приводят невысокие зарплаты: сложно думать о высоком, когда нужно кормить троих детей и платить кредиты. Но ведь мы выбирали профессию учителя осознанно и за свой выбор должны нести ответственность перед своими же учениками – они ждут от нас знаний".
В своей работе сам Ибрагим активно внедряет геймификацию и дополненную реальность, что не только вносит разнообразие в уроки, но и позволяет ученикам с энтузиазмом включаться в процесс познания. На основе своих наработок молодой специалист сейчас пишет и диссертацию, призывая всех своих коллег заниматься наукой, которая позволяет расширять границы и открывать дополнительные перспективы. "На самом деле каждый из учителей сам выбирает свой путь и способ развития. Лишь бы он не ограничивался скачанной из Интернета готовой презентацией".
Не возвращаясь к теме зарплаты, которая, безусловно, является приоритетным стимулом к качественной работе, хотелось от молодого специалиста услышать и о других видах мотивации. "Должна работать система поощрения, и это не всегда деньги. Это и создание дополнительных условий для работы, и грантовая поддержка, и четкие перспективы карьерного роста. Но система должна не просто существовать, а именно работать, причем максимально прозрачно и объективно. К тому же должны подумать о создании комфортных условий для педагогов и вне школы. Мы же хотим, чтобы у нас в районных школах не было проблем с кадрами! Так давайте подумаем над логистикой чаще всего на работу просто невозможно добраться на общественном транспорте. Нужна не единоразовая акция, а стабильно функционирующая система по улучшению жилищных условий педагогов. Нужна поддержка конкурсного движения разных уровней. Кроме того, учитель должен чувствовать, что находится под защитой не только государства, но и директора школы. Да и в целом роль директора во многом является определяющей – он задает атмосферу в школе, учителя должны видеть в нем поддержку и опору, а не препятствие для своего развития".
И тут Ибрагим подошел к тому формату работы, о котором говорится уже не первый год, как об эффективном подходе к управлению образовательной организацией – командном управлении. Когда в школе распределены роли и зоны ответственности, а общий успех действительно зависит от каждого: "При сохранении субординации в школе должна быть здоровая демократия, когда каждый учитель может вносить свои предложения или конструктивно критиковать нововведения, предлагая какие-то альтернативные изменения. Мы должны слышать друг друга, потому что школа – это единый организм, его состояние не может быть оптимальным, если какая-то часть не функционирует должным образом".
Возможно ли, чтобы в одной точке – в конкретной школе – сошлись все эти векторы, по которым должно идти развитие образования и данного учреждения? Вполне. Ведь иначе мы бы продолжали терять таких педагогов, как Ибрагим Багаев и еще немало его коллег, объединенных желанием выстраивать качественное обучение школьников. Тут не работает принцип невмешательства, так как молодым коллегам нужна поддержка старших наставников, ведомства да и родительского сообщества, в том числе. Но хорошо бы, чтобы им не мешали, когда они, воодушевленные, замотивированные и энергичные, хотят менять и меняться, созидая во имя знаний.