И что религиозные организации в России, согласно законодательству, не выполняют функции государственной власти, религия не навязывается сверху, но сотрудничает с государством в тех вопросах, которые касаются общества.
Еще напоминаю наиболее ярым спорщикам о Святителе Луке Войно-Ясенецком – профессоре, докторе медицинских наук, лауреате Сталинской премии, религиозном писателе, докторе богословия, для которого любой больной был в приоритете. А если директор- священник так же честно работает, почему бы и нет? Ведь все зависит от личных качеств человека. А наш сегодняшний собеседник – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель РСО–А, директор Мацутинской школы-интерната, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца с. Новый Урух Ирафского района Маирбек Афанасьевич Хайманов – человек грамотный, мудрый, крепкий хозяйственник и управленец.
– Как к вам обращаться: Маирбек Афанасьевич или отец Илларион?
– Как вам удобнее. В школе ко мне обращаются по имени и отчеству, а в храме я – отец Илларион.
– Вы закончили исторический факультет СОГУ. Можно сказать, что изучение истории повлияло на ваш выбор дальнейшего жизненного пути? Или решение служить Богу и Церкви приняли потом?
– В семье соблюдались церковные установления, здесь же получил начальные знания о христианстве. А желание стать священником появилось у меня значительно позже.
Свою трудовую деятельность начал будучи еще студентом в Гуларской средней школе в декабре 1990 года. А после окончания университета преподавал историю и обществоведение в родной Стурдигорской средней школе. На тот момент я был настроен сеять "разумное, доброе, вечное" в рамках школьной программы. И, наверное, у меня это получалось, если в 2000-м году мне доверили директорствовать в школе-интернате им. генерал-лейтенанта В. А. Гацолаева.
– Испытание "медными трубами" выдержали?
– Не успел насладиться даже первыми аккордами. Как говорится, пришел, увидел… и приступил. Лихие 90-е очень серьезно отразились на материальном положении интерната. Котельная, которой отапливались помещения, расходовала более тонны каменного угля в сутки, воду в нее закачивали из Уруха и в столовую для приготовления пищи приносили в ведрах оттуда же…
Не забывая об учебном процессе, сразу же плотно занялся хозяйственными вопросами. В первую очередь удалось проложить водопроводную линию протяженностью более 3,5 километра по скалистой и каменистой местности из селения Донифарс. Эта линия обеспечивала водой не только наш интернат, но и все село. Затем построили новое помещение для котельной и перешли на дизтопливо, что было экономнее, а впоследствии в каждом корпусе были установлены отопительные котлы, и вопрос с отоплением был решен.
Удалось построить и новую столовую на 50 учащихся, кухню, продуктовый склад. Капитально отремонтировали учебный и спальный корпуса, построили санузлы и душевые, завезли новую мебель, обустроили территорию, установили детскую спортивную площадку, футбольное поле…
Я очень признателен преподавательскому коллективу, который в это непростое время поддерживал во всех начинаниях, добросовестно выполнял поставленные перед ним задачи. Благодаря всему этому нашу школу-интернат стали называть кузницей кадров. Представители министерств образования и науки республики и России не раз отмечали подготовленность наших воспитанников.
Большое внимание уделяем патриотическому воспитанию и физической подготовке, кроме того, прививаем умения и навыки ведения хозяйства в сельской местности, знание культуры и местных традиций.
У нашего интерната есть школы- побратимы: в г. Москве – гимназия № 1567, 1-я ардонская СШ, 8-летняя школа в горном Даргавсе. Мы тесно сотрудничаем с ними.
– Тягу к знаниям со временем не растеряли, учитывая ваш послужной список?..
– В 2004–2005 годах прошел профессиональную переподготовку по Государственной программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, получил второе высшее образование.
Защитил также кандидатскую диссертацию на тему: "Инновационная модель духовно-нравственного воспитания в условиях национально-региональной сельской школы-интерната".
– Есть еще и третий диплом…
– Да. В декабре 2020 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Получил диплом бакалавра богословия. А желание служить, стать священником появилось у меня лет за 15 до получения диплома. В 2009 году на Богоявление архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном был рукоположен в диакона в Аланском Богоявленском женском монастыре.
А в октябре 2011 года архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима в кафедральном соборе Георгия Победоносца в г. Владикавказе рукоположил в сан священника и определением своим назначил настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца в селении Новый Урух.
– Совмещаете светскую должность директора и священно-служителя. Одно другому не мешает?
– Должность директора школы не мешает служить по выходным дням. На самом деле все не так сложно, как может показаться. Священник и педагог – и то, и другое, скорее, не просто профессии, а служение и призвание. Что касается миссии священника и учителя, то противоречия здесь нет. Ведь частью священнического служения является учительство – произносит ли он проповедь, дает ли советы прихожанам из опыта церкви, святых подвижников, личного духовного опыта. Все это предполагает учительство.
– Спасибо вам за беседу, Маирбек Афанасьевич. Успехов в столь многогранной деятельности!