Сеять разумное, доброе, вечное… Вдохновлять и воспитывать… Поддерживать и мотивировать… А еще заполнять журнал, проверять тетради, составлять планы, заниматься внеурочной деятельностью, отвечать на вопросы родителей… В многозадачности педагога есть один важный и неукоснительный для исполнения пункт: не выгореть на работе.
Опытные психологи дают практические рекомендации как не потерять себя, чтобы потом ученикам и коллегам не пришлось вас искать."В первую очередь нужно позаботиться о тех качествах, которые помогают избежать эмоционального выгорания. Для этого нужны хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии: постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни; высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях, – отмечают специалисты Центра психологического сопровождения образования Северо-Осетинского педагогического колледжа. – Со временем мы накапливаем опыт успешного преодоления профессионального стресса – не пренебрегайте им. Тут и способность конструктивно меняться в напряженных условиях, и высокая мобильность, открытость и общительность, а также стремление опираться на собственные силы. И, конечно же, способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще".
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием
Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
Ведите разумный образ жизни: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя: вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
"Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества", – писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет "приставать" к вам реже.
Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
Научитесь жить с юмором. "Юмор – соль жизни, – говорил
Карел Чапек, – кто лучше просолен, дольше живет". Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.
Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого "плохо".
Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов "помогающих" профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
Уделять внимание себе и своим чувствам – занятие непривычное для нашей повседневной жизни. Но разве для саморазвития учитель не должен учиться чему-то новому?