Театр – это искусство, театр – это зрелище, театр – это волшебство. И работают в нем настоящие волшебники, которые могут "превратить" обыкновенную девушку в ослепительной красоты принцессу, а среднестатистического мужчину – в железного рыцаря или английского лорда. И, заметьте, волшебная палочка тут вовсе ни при чем. Все дело в фантазии и высочайшем мастерстве костюмеров.
Если мы, журналисты, пишем о театре, то, как правило, нашим героем становится режиссер либо актер. Бойцы невидимого фронта или, как их называют, "цеха", остаются за кадром или занавесом. А вот и зря. Никакая героиня не станет таковой без умелых рук мастерицы швейного дела. Именно так хочу назвать Ольгу Мализову, которая вот уже тридцать лет кроит, строчит и гладит в пошивочном цехе Русского академического театра имени Е. Вахтангова и шесть лет его возглавляет.
"Ну, не совсем тридцать лет, – поправляет меня Ольга Николаевна. – Приходила, уходила, были причины, в том числе и по здоровью. Давала себе слово: буду любить театр с парадного входа, как зритель. Но нет, не получается: тянет, и я возвращаюсь".
А началось все красиво и стремительно. Ольга вернулась в свой родной город Владикавказ после учебы в Баку. Там она освоила профессию "закройщик" и намеревалась работать в ателье. Но, будучи в декретном отпуске, как-то прогуливалась мимо Русского театра и заметила объявление: требуются швеи. Тут же зашла, все узнала и написала заявление. Взяли, а как иначе: работать было некому, в цехе только один закройщик.
Первый спектакль "Женитьба Бальзаминова". "Пришла Наталья Елпатова и говорит: "Я должна быть как торт", – улыбается Ольга Николаевна. – И эта фраза сразу решила весь образ. Тогда я впервые столкнулась с изготовлением кринолина. А сейчас, через много лет, осваиваю другой вид, для сказки "Щелкунчик". Тот был круглый, а этот вытянутый, продолговатый. И надо, чтобы ткань не перекосило, все было ровно, гладко".
В общей сложности Ольга Мализова "отшила" более 70 спектаклей. В тесном содружестве с художником театра Светланой Володиной они создают самые различные образы, но… Фантазия не имеет границ, а вот технологии имеют, так что порой приходится ее, фантазию, корректировать. Актер в сценическом костюме должен не только "выглядеть", но и двигаться, причем, естественно, как будто он в нем родился. И вот тут приходится поломать голову, ибо исторические костюмы, кстати, работа над ними – самое любимое занятие Ольги Николаевны, в массе своей неудобные и тяжелые. А почему любимая, да потому, что, создавая образ, надо столько всего пересмотреть, прочитать, узнать... А это всегда интересно.
Благодаря директору театра Владимиру Уварову, проблем с тканями и фурнитурой нет. Закупают все, что надо: это же театр, все должно быть красиво. Кроме того, золотые руки мастериц способны даже из самой простой материи создать что-то уникальное в стиле "дорого, богато". Если того требует замысел режиссера. Есть вторая жизнь и у костюмов, которые были пошиты ранее к другим постановкам. Они отвисятся определенное время на складе, а потом их почистят, что-то добавят, что-то уберут, и... вуаля – новый изысканный наряд.
"Бывает и так, вроде все правильно делаешь, а чего-то не хватает, не идет костюм и все, – рассказывает Ольга Мализова. – Вот тогда посмотришь что-то в Интернете, сбегаешь к девочкам в Мариинку, и какая-то деталь вдруг натолкнет тебя на мысль. Образ сложился, все просто, и как же раньше не догадалась?!"
Сегодня в цехе 5 человек. Ольга Николаевна – играющий тренер. На ней – контроль за процессом, финансовые отчеты, но и костюмы, шляпки она тоже берет на себя, причем самые сложные, как и положено руководителю. Иногда актрисы капризничают: "Вы нас не любите, поэтому предлагаете такой фасон". А Ольга улыбается: любим- любим. Но ей-то, мастеру, виднее со стороны, что осиная талия сегодня не такая уж и осиная, а надо сделать в лучшем виде.
Иногда устает, возникают мысли – пора на пенсию. Тем более дома вот уже как годик любимый внук, к которому она бежит после работы и который, по признанию мастера, занял все ее сердце. Но, а как же без театра? Никак. А театр без нее? "Не могу смотреть спектакль в первом ряду, – смеется Ольга. – Вижу все зацепки на платьях, вижу, что надо доработать или исправить, ведь когда костюм "живет" на сцене, он другой, чем на вешалке. Поэтому сажусь смотреть на бельэтаж".
Сейчас у них в работе "Щелкунчик", еще до Нового года надо отшить "Ивана Васильевича". А после "Женщины Есенина". Интересно? Очень. А потом "Снегурочка". Русский сарафан, атласный кафтан, шаровары… Да какая уж там пенсия!