Каждая театральная эпоха измеряется личностями режиссеров, актеров, их постановками и ролями.
Одной из таких ярких личностей стал Юлий Тамерьян – актер, режиссер, сценарист, педагог, лауреат государственной премии им. К.Хетагурова, обладатель золотых медалей им. М. Щепкина и Н. Островского, серебряной медали им. А. Попова за лучшую режиссуру, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных театральных фестивалей. Он совсем немного не дожил до своего дня рождения, который у него, кстати, как и у Коста, 15 октября.
Будущий деятель искусств появился на свет в 1934 году в Ростове-на-Дону в греко-армянской семье. Мать, Евдокия Деомидовна Ерикис, была родом из греческого Приазовья, а отец, участник Великой Отечественной войны Тамерьян Авдей Карпович (Тамиров Аветик Карапович) – из Горного Карабаха. Во время войны, когда Ростов-на-Дону был дважды оккупирован немцами, Юлий вместе с матерью и старшим братом Робертом помогал советским подпольщикам.
С 14 лет Тамерьян начал трудовую деятельность помощником слесаря, но стремление к творческому самовыражению и природный артистизм взяли верх: он стал работать массовиком-затейником в городском парке, затем ведущим эстрадного оркестра кинотеатра и артистом разговорного жанра. Отучившись два года в Ростовском государственном педагогическом институте на историко-филологическом факультете, Юлий Авдеевич был призван на службу в ряды Советской армии в город Озерск Челябинской области. Там он поначалу руководил художественной самодеятельностью полка, а затем стал худруком гарнизонного Дома офицеров.
С этого периода его творческий путь был связан с театром и телевидением. Юлий Авдеевич окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. А. Луначарского (ныне Российский государственный институт сценических искусств) и Высшие режиссерские курсы при Министерстве культуры России. Работал главным режиссером Архангельского телевидения, возглавлял театры в Таганроге, Магнитогорске, Уфе и Владикавказе. Под его руководством Русскому театру в 1996 году было присвоено имя Евгения Вахтангова и звание Академического.
Одной из творческих задач Юлия Тамерьяна было создание преемственности поколений в труппе Русского театра, сохранение нравственных, этических установок, сложившихся в коллективе. На базе Владикавказского колледжа искусств было выпущено два целевых курса для Русского театра. Многие из его учеников стали заслуженными и народными артистами Северной Осетии, которые не только продолжили служить в родном театре, но работают на многих сценических площадках страны.
Режиссерское мастерство Юлия Авдеевича проявилось в создании для каждой постановки слаженного актерского ансамбля, в виртуозной работе с актерами, умении раскрывать все грани их индивидуальностей.
Юлием Тамерьяном поставлено около 150 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики: "Гамлет" У. Шекспира, "Вишневый сад" А. Чехова, "Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Островского, "На дне" М. Горького", "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони…
Постановки "Бедность не порок" и "Василиса Мелентьева" А.Островского, "Поминальная молитва" и "Придворная комедия" Г. Горина и ряд других были признаны лучшими на международных фестивалях русских театров как образцы реализации инновационного воплощения нравственных и культурно-исторических проблем современности.
Принципами его режиссерской работы были зрелищность и симбиоз пластического рисунка роли, психофизики, звучащего слова и музыкального фона, глубокий психологизм и тонкий комизм. Словом, во всем ощущалась рука настоящего мастера, чувствующего и хорошо понимающего высшую цель театрального искусства – научить зрителя чувствовать, сопереживать, не быть равнодушным.