Вы знаете, что общего между кондитером и маляром? А ученик 9 класса школы № 1 с. Камбилеевского Давид ДЖИОЕВ теперь знает и даже подумывает: а не получить ли ему еще и вторую специальность помимо выбранной уже повара-кондитера? На такие мысли его навел "ПрофНавигатор", который прошел на площадках учреждений СПО Северной Осетии.
Пока одни рассуждают о престиже рабочих профессий, другие их получают и находят практическое применение своим навыкам – времена нынче такие: вместе с квалифицированными юристами нужны не менее квалифицированные трактористы и слесари. Но зачастую подросток ограничен в выборе специальностей от незнания того, какое разнообразие направлений готова сегодня предложить республиканская система среднего профобразования. Проект "ПрофНавигатор" как раз призван им помочь не заблудиться в этом многообразии и найти для себя путь, руководствуясь призванием и перспективами.
Сразу на нескольких площадках в региональный единый день профориентации ждали школьников для экскурсий и мастер-классов. Центр опережающей профессиональной подготовки РСО–А, профучилища №№ 4 и 5, Владикавказский многопрофильный техникум, Северо-Кавказский строительный техникум, Республиканский колледж культуры, Моздокский механико-технологический техникум и Северо-Осетинский медколледж – все они гостеприимно распахнули свои двери, чтобы лично познакомить ребят не просто с буднями училищ, а непосредственно с теми направлениями, специалистов по которым они готовят.
Так, ученицы 9-го класса сунженской школы познакомились с миром информационных технологий. Точнее – приоткрыли дверь в этот мир, а пройти по его "закоулкам" смогут лишь те, кто решится выбрать для себя направление веб-программирования, VR-технологий или разработки компьютерных игр. Для одной из них мастер-класс был просто интересным занятием, так как она уже решила стать стоматологом. Для другой он стал отправной точкой для раздумий, так как девушка еще не определилась с будущей профессией.
"По данным последней приемной кампании в учреждения СПО поступили порядка 46% выпускников 9-х классов. Но главное, чтобы их выбор был осознанным, – пояснили в ЦОПП республики. – Специальности профобразования тоже расширяются. В этом году мы в рамках пилотного проекта от минпросвещения разработали несколько образовательных программ по новым современным направлениям, так что уже есть наработки, есть понимание, какие навыки должен получить обучающийся".
К профориентационному проекту стараются привлечь почти все школы республики. Разумеется, для того чтобы познакомить ребят с той или иной профессией, не нужно ждать одного специального дня в году – в том же ЦОПП разработан еженедельный график работы со школьниками. Ведь здесь на самом деле не столько борьба ссузов и даже вузов за абитуриента, сколько желание помочь подростку найти себя и на 2-3 курсе не прийти к выводу, что он учится не там, где ему действительно бы хотелось.
Моделирование наколки вечернего платья и разборка и сборка сифонов, стрижка "Каре" и организация экскурсионных услуг, возведение перегородок и графический дизайн – такие разные мастер-классы и еще более разные направления, на которых можно обучиться навыкам парикмахерского искусства, кирпичной кладки или разработки веб-сайтов. Каждый класс имел возможность пройти по своему маршруту, посетив одну или сразу несколько площадок.
"Школьникам очень нравится на площадках, ведь у них есть возможность не просто послушать теорию, а увидеть дело на практике и даже попробовать проявить себя. Они очень любознательные, задают много вопросов. Очень верно гласит древняя китайская мудрость: "Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь!" Поэтому мы не только показываем, но и даем пробовать, – говорит замдиректора по учебно-производственной работе ВМТ Нина Дзугкоева. – И для студентов это полезный опыт – выступать в роли гидов в профессии".
Важно, что в "ПрофНавигатор" пытаются включить и родителей, которые также должны ориентироваться в мире профессий и помочь своему ребенку сделать выбор будущей специальности. С ориентиром не на личные амбиции взрослых, а на желание подростка, реальную ситуацию на рынке труда и востребованность специалистов в экономике республики и страны. Это и есть приоритетные задачи как этого проекта, так и в целом всей профориентационной деятельности.