[B]Боюсь прослыть мелочной, но все же подниму этот вопрос: надо ли на сдачу давать один рубль или его можно "не заметить"?[/B]
На днях зашла в один из магазинов большой сетевой компании, что-то купила, и должна была получить рубль на сдачу. Девушка-кассир взяла деньги, пробила чек, и занялась своими делами – высыпала мелочь из пакетов, распределила ее по кармашкам кассы, очереди за мной не было. Помня о своем рубле, я задала наводящий вопрос: "Девушка, вы мне ничего не должны?" – "Нет", – ответила кассир и продолжила звенеть мелочью.
Пришлось отойти, на чеке было четко написано жирным шрифтом 149 рублей, но казаться мелочной, скандалить, а это могло бы расцениваться окружающими именно так, вовсе не хотелось. И было бы из-за чего: рубль, пустяк, разве это деньги, что на него купишь? Да и очередь у кассы уже собралась. И я невольно задумалась: дала бы мне та же девушка мой товар, если бы не хватило рубля? Вряд ли. В памяти тут же всплыла утренняя сцена в булочной. Буханка хлеба стоила 27 рублей, а я насобирала мелочью 26. И у меня не возникло мысли сказать: не хватает, пришлось разменивать крупную купюру. Думаю, и водитель маршрутки был бы не очень рад, если бы ему заплатили за проезд 19 рублей. Короче, тут рубль – деньги.
Когда-то в ходу были 50, 10 копеек, даже 1 копейка. У нас в Осетии такую "пузатую мелочь" многие за деньги и не считали, не давали и не брали на сдачу. А вот в российских городах ее сдавали до копеечки и искренне удивлялись, когда я, человек из Осетии, говорила кассиру: мне не надо, оставьте себе. Но недаром же мудрая пословица гласит: "копейка рубль бережет", любая монета имеет свою цену, хотя широкая кавказская душа "мелочиться" не привыкла.
Есть еще один аспект, и он в данном случае, пожалуй, важнее экономического. Речь идет об имидже торговой компании. Когда покупатель выходит из магазина, у него на душе должен быть комфорт: ты купил нужные продукты по выгодной цене, тебя хорошо обслужили, не обсчитали, не обвесили. Для уважающего себя хозяина даже самого мелкого магазинчика репутация очень дорога, а для солидной компании?!
Мне трудно представить, чем руководствовалась кассир, "зажав" положенный мне рубль: то ли просто невниманием, то ли сбором себе "на колготки", но имидж крупной торговой сети в моих глазах она точно подпортила. Причем, этот случай далеко не редкий.
Да, рубль сегодня – это мелочь, но отношение к покупателю стоит куда дороже. И его надо беречь всеми способами, даже такими "мелочными".