Как часто, открывая книгу, вы шли на попятную перед романом-"тяжеловесом"? Сделать это до смешного просто, ведь сегодня занять свободное время человека может не только литература, но и большое разнообразие других развлечений. Что же делать? Как вернуть чтение в повседневную жизнь и более того – привлечь к нему молодежь?
Задаваясь этими вопросами, руководство Центральной городской библиотеки нашло нестандартное, на первый взгляд, решение. А результатом его стал небольшой стенд с пестрыми глянцевыми обложками. За короткий промежуток времени диковинные экземпляры поймали немало заинтересованных, а порой и удивленных, взглядов.
"Ой, а что это у вас – комиксы?" – источником удивления чаще всего становятся подростки. Поначалу главные поклонники рисованных историй не могут поверить, что в бюджетном учреждении культуры можно найти что-то настолько непривычное для менталитета среднестатистического жителя республики. Но затем удивление сменяет радость: ведь теперь они смогут следить за приключениями любимых героев бесплатно, в читальном зале библиотеки. Это ли не счастье?
Однако новоиспеченные жители книжных полок вызывают такое положительное впечатление не у всех. До сих пор в умах многих людей живет архаичный предрассудок: комиксы – не литература. Более того, они ведут к ослаблению ума. Да и вообще, как истории с картинками могут чему-то научить?
А ведь они могут! Предвосхищая недоверчивый ропот оппонентов, спешу заметить, что комикс – отнюдь не детище вражеских стран. Корни этого феномена можно найти и у нас. Так, например, исследователи считают, что прямым родоначальником этого жанра является русский лубок – графический вид народного творчества, возникший в эпоху Петра Великого.
Листы с яркими, забавными картинками печатались сотнями тысяч и стоили чрезвычайно дешево. В них никогда не изображались горе или печаль – веселые, познавательные сюжеты с простыми, понятными изображениями сопровождаются лаконичными надписями, своеобразными комиксами XVII–XIX веков.
Еще одним предшественником упомянутого выше жанра является карикатура, а точнее – политические карикатурные истории, объединяющие несколько рисунков в одном. Одно из главных заимствований, которое комикс взял из карикатуры – филактер, или "пузырь", в который вынесена речь персонажей.
В советское время широкого распространения комикс не получил. Однако отдельные примеры все же существовали. Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах "Окна сатиры РОСТА". А в 1930-е годы в журнале "Еж" регулярно печатались истории в картинках, такие как цикл "Умная Маша" (1934−1937). В 1937 году вышла детская книга-альбом "Рассказы в картинках" художника Николая Радлова.
Есть еще один занимательный, и, думаю, для многих удивительный пример. Все мы помним Василия Теркина, главного героя одноименной поэмы Александра Твардовского – молодого, но опытного солдата, шутника и балагура.
Однако, как оказалось, боевой путь Теркина начался раньше Великой Отечественной войны – в белофинскую. В четвертом номере "Крокодила" за 1940 год был опубликован стихотворный комикс "Приключения Васи Теркина". Автором стихов был не Твардовский, а Александр Рохович. Таких "приключений" было много, печатались они в красноармейской газете "На страже Родины".
А для тех, кто категорически против иллюстрированных историй и не признает ничего, кроме классической литературы, есть такой пример: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, а также ряд других писателей любили рисовать на полях своих рукописей. Многие из их иллюстраций печатаются до сих пор как неотъемлемая часть произведения, помогающая лучше понимать не только текст, но и видение автора.
Получается, комиксы – не такая уж и диковинка для нашего человека. Особенно для молодого поколения: свободного от предрассудков, гибкого в своем мышлении и готового к новым открытиям.
Именно таковым человеком является сотрудница ЦГБ, библиотекарь I категории Белла Дряева. Руководство бюджетного учреждения культуры, столкнувшись с пестрыми изданиями, обратилось к ней за советом: стоит ли дать рисованным историям шанс? Молодой специалист ответила однозначно: "Да!" Потому что комиксы – тоже литература. Возможно, непривычная для нашего взгляда, но подчас не менее серьезная и глубокая, которая может обладать совсем не меньшей целительной силой катарсиса, чем древнегреческая трагедия.
Это тот редкий случай, когда старшее и младшее поколения сотрудничают в успешном тандеме, результатом которого, по итогу, бывает плодотворная, эффективная работа.
Молодой библиотекарь не нарадуется: теперь в книжном храме будет больше заинтересованных молодых читателей.
"Зачастую предрассудки насчет комиксов есть у тех, кто их не читал. Или же им попадалась некачественная история. Но ведь "второсортные" произведения есть и среди современной литературы. Это беда не комиксов, а нашего времени, – поделилась Белла Дряева. – Для меня "рассказы в картинках" – полноправный литературный жанр, который оставляет после себя пищу для размышлений и пестрит глубокими, интересными образами".
О "глубоких, интересных образах" девушка знает не понаслышке. Белла окончила факультет русской филологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Сейчас она продолжает свое обучение в магистратуре. Наравне с любимыми героями художественной литературы ее фаворитами являются образы Ичиго Куросаки ("Блич"), Обито Учиха ("Наруто"), Хяккимару ("Дороро") и другие. Экзотические имена присущи мангам – японским комиксам, которые на сегодняшний день пользуются особой популярностью у молодежи.
Белла уверена: комиксы могут поддерживать любовь детей – и не только детей – к чтению. Она убеждена в этом как филолог, библиотекарь и просто читатель.