В собрании художественных произведений СОГМА представлены две картины настоящего виртуоза реалистической школы живописи Алана Калманова.
Одна из картин носит название "Падший ангел". Возникает ассоциация с известной картиной французского представителя академизма Александра Кабанеля, в которой этот ангел приближен к образу небесного вестника. На создание полотна французского художника вдохновила знаменитая эпическая поэма Джона Мильтона "Потерянный рай". Это произведение будоражило творческое чувство не одного живописца. Французский иллюстратор Гюстав Дюре изготовил к поэме серию гравюр, где падший ангел столь же величествен, как и благочестивые.
На картине Алана Калманова представлен низринутый с небес ангел. Для любого художника очень непросто показать эмоциональный накал и глубину чувств человека. Калманов изображает очень сильную эмоцию – крик. В отличие от ставшей хрестоматийной картины одного из основоположников классицизма, француза с итальянской душой Никола Пуссена "Избиение младенцев", которую ряд художников считает лучшей из когда-либо написанных по изображению человеческого крика, Калманов показывает кричащего героя не в фас, а в профиль, что сделать чрезвычайно сложно, не прибегая к помощи других, симметричных, частей головы. В известной картине норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик" выразить, усилить безысходность и отчаяние перед трагическими изменениями жизни человека, также изображенного анфас, помогает кроваво-красный цвет неба и крайне обобщенный, как бы под воздействием крика "плывущий" пейзажный фон, укрепляющий зрителя во мнении, что мгновение спустя все катастрофически поменяется для изображенного на картине.
Алан Калманов представляет зрителю падшего ангела в профиль, не фронтально, при этом на лице у изображенного выражение экзистенциального ужаса. Голова и верхняя часть туловища героя картины еще тянутся к золотому фону, олицетворяющему рай, небеса, золотой отблеск лежит и на уже поникшем крыле, но нижняя часть тела погружается в затягивающий, пугающий мрак. Находящаяся на переднем плане рука падшего ангела застыла в напряжении каждой своей мышцей. На картине русского живописца Михаила Врубеля "Демон сидящий", чье творчество близко к модерну, руки сидящего демона также приковывают к себе внимание, но эффект на обеих картинах достигается разным наложением мазков и цветовым решением. Сочетание золотого, оттенков серого и коричневого цветов на холсте Алана Калманова передает ужас и отчаяние низвергаемого ангела. В какой-то момент его напряженная кисть даже начинает напоминать лапу зверя.
Падший ангел на картинах художников светской живописи крайне редко появляется в виде зверя, монстра, чудовища или гибрида и предстает в разных величественных образах и эмоциональных состояниях: то в гневе, ярости и ненависти, как у немецкого символиста Франца фон Штука, то в смятении, как у французского символиста Одилона Редона, то беспощадным мучителем, как у Саши Шнайдера – немецкого художника эпохи модерна, или даже основательно потрепанным, как у испанского сюрреалиста Сальвадора Дали, с его особым способом мышления, и, наконец, обольстителем, как у Кабанеля. Живописцы демонстрируют, насколько велика сила дурного начала: даже тот, кому истина открыта полностью, может сойти с истинного пути. У Калманова же ангел в испуге истошно взывает к небесам, вызывая у зрителя сострадание, императивное желание прийти на помощь.
Каким-то таинственным образом изображение героя картины схоже и с описанием внешности одного из известных персонажей в современной литературе – Волана-де-Морта из серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг, у которого очень бледная, белая, как мел, кожа, похожее на череп лицо, тонкое длинное тело и такие же пальцы.
Картина Алана Калманова "Падший ангел" исполнена на холсте размером 70 на 45 см маслом с позолотой и создана в 2011 году.
Второе произведение художника – "Утро" – написано в том же году, его размер 70 на 60 см. По производимому впечатлению оно противоположно "Падшему ангелу", поскольку освящено светлой радостью материнства, незримо отсылая зрителя к образу Богоматери, находящейся в центре повествования о спасении. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности. В художественном решении особую роль играют нежная палитра и светлый фон, создающие воздушную перспективу – мастер тонко прорисовывает свет, при этом предельно точно отражая действительность в манере рассеянных очертаний. Образ матери с ребенком пронизан гармонией, одухотворенностью, нежностью, любовью, спокойствием и смирением. Алан Калманов представляет свое видение идеала красоты, где красота и чистота души неразрывно связаны.
О художнике Алане Калманове сказано достаточно много. В творчестве он остается верен своему кредо: искусство должно побуждать к мысли и оставлять послевкусие размышлений, а в terra incognita – обстоятельства создания картины и скрытые в них смыслы. Нам остается лишь добавить, что искусство художника развивает "эмоциональный" интеллект. В свое время Поль Гоген сказал: "Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть", а художники раскрывают нам глаза, чтобы мы лучше понимали и чувствовали.
Для СОГМА как образовательного учреждения важны и штрихи биографии академика Российской академии художеств, заслуженного художника России, народного художника РСО–А Алана Калманова: учился в школе № 5 г. Владикавказа, далее – в Ленинградской средней художественной школе им. Б.В. Иогансона при Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который он окончил с отличием. Вернулся в родной город, высоким трудом прославляя свою promissaterra – землю обетованную.