О том, что из себя представляет финансовая грамота для школьников и какого результата ждут от этих занятий, мы решили спросить у человека, который точно знает, как важно быть финансово грамотным для достижения успеха в любой сфере – у управляющего Отделением Банка России-Национальным банком по Северной Осетии-Алании Ирины Дзиовой.
– Банк России совместно с Минпросвещения и Минфином РФ провел большую работу для включения финансовой грамотности в образовательные стандарты. Чем обусловлено такое решение и как именно организовано преподавание?
– Причины того, что финансовая грамотность стала частью школьной программы, на мой взгляд, очевидны. Прежде всего, дети и подростки являются активными участниками торгово-денежных отношений, и это требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Дети пользуются наличными деньгами, банковскими картами, оплачивают покупки в Интернете, и Банк России ратует за то, чтобы они делали это правильно.
Результатом нашего сотрудничества с федеральными министерствами стало обновление государственных образовательных стандартов, и теперь финансовая грамотность внедрена в школьную программу с 1-го по 9-й класс.
Что касается организации преподавания, финансовая грамотность интегрирована в несколько обязательных общеобразовательных предметов, в рамках которых и ведется теперь ее преподавание.В начальной школе она включена в программу математики и окружающего мира, а в средней школе – в обществознание, математику, географию и информатику. На уроках с элементами финансовой грамотности дети должны освоить первоочередные навыки для решения финансовых вопросов.
Самое большое заблуждение – думать, что финансовая грамотность – это про то, как заработать и потратить деньги. Безусловно, рациональная трата, умение копить тоже будут затронуты в отдельном блоке программы, но дисциплина затрагивает и другие, не менее важные темы: налогообложение, различные форматы финансовой поддержки, которые человек может получить из государственного бюджета, финансовую безопасность, цифровые сервисы и даже возможности для граждан участвовать в управлении местными бюджетами.
– Ирина Эльбрусовна, расскажите, чему именно должны учить школьников на этих уроках?
– В программу внедрен достаточно широкий диапазон тем, по которым будет идти обучение. В начальной школе у учеников формируют навыки безопасного поведения в Интернете, в том числе, при совершении финансовых операций. Также предполагается, что они научатся анализировать доходы и расходы семьи и составлять личный финансовый план.
Дети постарше, которые учатся в 5–9-х классах, смогут понять суть предпринимательской деятельности, оценить риски недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. В рамках урока математики есть задачи, в которых надо рассчитать цены товаров, стоимость покупок и услуг. Кроме того, в курс географии включены темы определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Уроки дают и прикладные знания. Например, школьники смогут научиться составлять и заполнять простые формы и документы, в том числе в электронном виде. Речь о заявлениях, обращениях, декларациях, доверенностях. Можно сказать, что основная задача новых федеральных государственных образовательных стандартов – в формировании личного финансового поведения, освоении моделей решений в типичных жизненных ситуациях, связанных с финансовыми вопросами.
В какой-то мере уроки финансовой грамотности являются профориентацией. Ведь не исключено, что кого-то из учащихся заинтересует тема финансов, и дети выберут свою будущую профессию в этой сфере.
– По сути, преподаванием финансовой грамотности занимаются учителя-предметники. Что сделано в помощь им, чтобы педагоги могли сориентироваться и качественно преподнести новую для них самих информацию ученикам?
– Специалисты Банка России и Минпросвещения продолжают разрабатывать задания, сценарии уроков по предметам, в которые включена финансовая грамотность. Результаты их работы будут доступны на цифровой образовательной платформе "Моя школа". Таким образом все школы страны получат доступ к этим разработкам. Сценарии уроков по финансовой грамотности в рамках математики для 5-6-х классов, алгебры для 7-9-х классов, обществознания для 6-9-х классов и окружающему миру для 3-4-х классов уже готовы. В них даются рекомендации преподавателям, как включить знания по финансовой грамотности в школьную программу, перечисляются актуальные для изучения жизненные ситуации, а также вопросы для обсуждения. Например, на уроках обществознания школьникам предлагается рассмотреть различные варианты страхования и узнать особенности банковских вкладов. На математике можно высчитать налоги и составить личный финансовый план. Большое внимание уделено распознаванию схем мошенничества и способам им противостоять. В отдельную тему вынесены цифровые сервисы и защита персональных данных.
Также планируется разработать самостоятельный курс по финансовой грамотности для общего образования, который будет полезен не только школьникам, но и педагогам и родителям. Проект будем развивать совместно с Академией Минпросвещения России и другими организациями – участниками реализации Стратегии повышения финансовой грамотности.
Кроме того, очень важны учебные пособия и методические рекомендации. Уже разработан учебно-методический комплекс для начальной школы. Ведется актуализация учебника для обучающихся по программам среднего профессионального образования и учебно-методического комплекта для 8-9-х классов от авторов Чумаченко и Горяева.
– Банк России ведь и сам ведет обучение финансовой грамотности. Есть успехи?
– Если вы говорите про онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников, то Банк России ведет этот проект уже несколько лет, и его география расширяется с каждым годом. К примеру, этой весной к занятиям подключились 103 школы Северной Осетии из 190, а вебинары набрали более 14 тысяч просмотров.
Также мы ежегодно проводим зачет по финансовой грамотности, и половина его участников – школьники в возрасте до 17 лет. За успешное прохождение зачета выдается именной сертификат.
Мы также создали в соцсети ВКонтакте группу "Финансовое просвещение" для педагогов, методистов и волонтеров. Здесь они могут обмениваться опытом, лучшими практиками, а мы размещаем готовые кейсы, задачи и другие полезные материалы.
Специально для педагогов на портале "Финансовая культура" есть раздел "Преподавательская". В нем можно найти учебные и методические материалы, которые обязательно пригодятся в работе со школьниками разных возрастов.
Детей не готовят в финансисты. Но у них формируют ряд умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в решении практических повседневных задач.