В ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию новый терминал внутренних авиалиний международного аэропорта "Владикавказ". По словам генерального директора Сергея ЧАЛОВА, все строительные работы на объекте завершены, сейчас идет тестирование оборудования и благоустройство привокзальной площади.
Специальная техника тщательно "утюжит" площадь. Это не мешает пассажирам, провожающим и встречающим гражданам направляться в пока еще прежний терминал и проводить там все необходимые предполетные процедуры. Несмотря на ноябрь, аэропорт живет активной жизнью: то и дело воздушные суда приземляются на летное поле и, наоборот, отправляются в небо. В зале ожидания у стоек регистрации тоже многолюдно. "Этот терминал рассчитан на 800 тысяч человек в год, – комментирует ситуацию Сергей Чалов. – Введение в работу нового позволит увеличить пропускную способность более чем в 2 раза, до 2 миллионов в год. Это только на перевозках внутри страны. Что касается международных, то пока мы обслуживаем около 25 тысяч пассажиров в год. Работа по открытию новых направлений ведется.
Кстати, старое здание терминала внутренних авиалиний после запуска нового поставят на реконструкцию. В планах – открыть здесь к 2025 году терминал для международных рейсов. Пока же вылет за границу будет продолжать осуществляться в действующем терминале международных рейсов, расположенном рядом с основным.
Сейчас летная гавань перешла на осенне-зимний график. Если в летний период осуществлялись 12–13 рейсов в день: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Сочи, Стамбул, Анталья, то сегодня – 7–8. Сокращена частота полетов в Сочи, Москву, Санкт-Петербург, приостановлена полетная программа в Анталью. Направления на Урал, которые субсидирует Правительство Северной Осетии, действуют до конца года, но в настоящее время ведется работа по сохранению субсидированных рейсов в следующем году. Они востребованы, салоны самолетов заполняются. В планах – прямой рейс на Новосибирск, есть перспектива запустить его весной будущего года. Что касается международных перевозок, то из Владикавказа пока можно вылететь только в Стамбул. Анталью планируют возобновить в сезон, есть намерения открыть рейс в Шарм-эль-Шейх. Сергей Чалов особо остановился на рейсах в Ереван и Баку. Но если в первом случае проблема – в заполнении воздушных судов, и есть надежда на новогодние праздники, то во втором, несмотря на востребованность рейса, не удается получить разрешение на сотрудничество с азербайджанской стороны. Но работы по этому поводу ведутся. "Многое зависит от рынка. Мы работаем над направлениями, стремимся развиваться, улучшать сервис, но рынок есть рынок: не всегда заполняем салон, а перевозчики не могут работать в убыток", – подытоживает Сергей Чалов.
Тем не менее наш аэропорт испытывает необходимость в переходе на круглосуточный режим работы.
"Есть стыковки в Москве, есть желающие улететь туда рано утром, а вечером вернуться. Это другой уровень сервиса, и его надо обеспечивать. Хочется также отметить, что и строительство нового терминала, и развитие маршрутной сети аэропорта происходят непосредственно при содействии главы республики Сергея Ивановича Меняйло", – поясняет гендиректор.
Безусловно, другой уровень сервиса ожидает пассажиров и в новом терминале. Корреспонденту "СО" удалось не только полюбоваться внешним дизайном здания, которое как бы "укрылось" снежными кавказскими вершинами, но и осмотреть новые залы и помещения. Площадь терминала составляет 5600 кв. м. Объект не только построен с применением современных технологий, но и технически оснащен. Кстати, именно этим объясняется перенос открытия на полгода позже. В связи с санкциями пришлось существенно менять поставщиков и логистику.
Особое внимание – средствам досмотра пассажиров: они современные и обязательно сертифицированные. В зале на первом этаже – 12 стоек регистрации, эскалаторы, лифты. В багажном отделении – большая лента, или, как ее называют, "карусель", для выдачи чемоданов и прочей клади. Также в здании размещены медпункт, комната матери и ребенка, санитарные комнаты и вся необходимая инфраструктура для подобных объектов. В зале ожидания на втором этаже – огромные панорамные окна на летное поле. Сразу обращает на себя внимание и телескопический трап. Он будет использоваться по запросу авиакомпаний. Также у аэропорта есть и привычные автобусы, которые доставят пассажиров от трапа самолета в зал. И, конечно, нельзя не отметить высококвалифицированный персонал, он постоянно совершенствует свои знания и навыки, общей штатной численностью порядка 460 человек.
Итак, совсем скоро жители и гости республики смогут оценить качество сервиса и услуг "Владикавказа" совершенно в ином ракурсе. По словам гендиректора, резко возросший в последние годы внутренний туризм они очень хорошо отработали. Судите сами: в 2018 году аэропорт обслуживал в среднем 25 тысяч человек в месяц, а в августе – сентябре 2022 года – 80 тысяч. Увеличилось число гостей, выросли запросы, и этому надо соответствовать. Если театр начинается с вешалки, то знакомство с регионом – с воздушной гавани. И первые впечатления не должны портить дальнейший отдых.