Величайшим памятником духовного наследия любого народа является национальный эпос. Для осетин таким показателем исторической зрелости, бесспорно, считаются "Нартские сказания". В их завораживающих сюжетах и образах заложено много кодов и тайн, которые не дают покоя их носителям на протяжении многих веков. И это неудивительно: эпос – бесценный памятник духовной зрелости народа. Не случайно же Василий Абаев назвал "Нартовские сказания" "опоэтизированной историей народа". И об этом нам еще раз напомнил ООО "Респект", который недавно сделал уникальный подарок, выпустив "Нартские сказания" на двух языках – осетинском и русском.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России". Надо отдать должное главному редактору книги А. Санакоеву и дизайнеру Л. Кубановой, которые сопроводили ее иллюстрациями М. Туганова из коллекции Художественного музея республики. Кроме этого, в качестве приложения к нартским сказаниям дан словарь географических названий, собственных и мифических имен, который значительно облегчит знакомство с эпосом не только для тех, кто впервые возьмет в руки рецензируемую книгу, но и читателям со стажем. И те и другие еще раз откроют для себя волшебный мир нартовского общества, а также найдут ответы на вопросы: кем же были для нартов Алагата (хранители духовных устоев), Ахсартаггата (символы воинской доблести), Бората (источники изобилия нартов)? И, конечно же, узнают про славных представителей родов. Эти и другие обстоятельства еще раз заставили нас глубоко задуматься над нартовским эпосом и гуманизмом народа.
Нартовский эпос создавался осетинским народом в течение многих тысячелетий и, по-существу, является ее живой летописью. Конечно, ему свойствен гипербализм, но разве подлинное искусство не обладает правом преувеличения? "Геркулесы, Прометеи, Дон-Кихоты, Фаусты, – подчеркивал Максим Горький, – не "плоды фантазии", а вполне закономерное и необходимое поэтическое преувеличение реальных фактов". Не являются исключением из общих правил и сказания о нартах. "Нартовский эпос" – это своего рода энциклопедия духовной жизни нашего народа. Главный памятник устного народного творчества осетин на различных этапах этнической истории скифо-сармато-аланских племен играл огромную познавательную и организующую роль.
Без таких эпических произведений никогда не узнаешь о настоящей жизни народа, о развитии его духовной энергии. Благодаря этому гениальное творение осетинского народа стало достоянием всего просвещенного человечества. Нарт Батрадз, верный рыцарь своего этноса, стал не только эпическим символом Осетии, но и всего мира. Подобно Одиссею, Гераклу, Ахиллесу, Патроклу, Гектору, Прометею, Амрану, Ромулу и Рему, Геркулесу, Рустаму и Сухрабу, Давиду Сасунскому, Илье Муромцу, в нем воплощены лучшие черты, которые присущи его народу. Прекрасные, по своей человечности, чувства движут и другими героями Нартовского эпоса.
Высокую гуманность проявляет Урузмаг, который, несмотря на обиду, причиненную ему младшими нартами, раз за разом доказывает свое высокое предназначение современному ему обществу. Вся героика Нартовского эпоса пронизана одной идеей – любовью к Родине. Благо Родины – счастье народа для Уархага и его великих потомков, высший закон совести, храбрости и гуманности. А отсюда – высочайший гуманизм нартовских героев, их демократизм, стремление к светлым идеалам.
Уархаг, его сыновья и внуки живут заботой о счастливой жизни народа. Пока они с народом – он свободен. Поэтому их боготворят все нарты. Исполненные гуманности, часто нартовские герои один на один вступают в честное единоборство с врагами. И побеждают. Нарты, участники многочисленных войн, не преследуют в них захватнических целей, они лишь защищают свое право на независимость и свободу.
Нарты высоко ценили жизнь. Сочетание беспредельной храбрости в бою с особой любовью нартов к искусству – музыке, песням, танцам – составляет одну из основных особенностей нартовского эпоса. Сослан отличался в танцах особым искусством: ему ставили на голову чашу, полную ронга, и он в таком облачении танцевал на краях фынга, уставленного яствами и напитками, не пролив при этом ни капли напитка. Такое яркое отражение получили моральные качества, которыми обладали сами создатели эпоса: правдивость, чувство собственного достоинства, смелость, любовь к свободе.
В одном из лучших сказаний эпоса "Сбор нартов" кратко, но строго и выразительно излагаются нормы поведения нартов. Держа совет о судьбах своего народа, они говорили: "Нарты только до тех пор были настоящими нартами, пока небо не смело греметь над их головой, когда умели они умирать за свой народ, когда каждый умел сдерживать свои страсти. Нарты тогда были настоящими нартами, когда из уст нартовского человека выходила одна лишь правда. Наш народ только тогда может называться по– настоящему народом, когда гордо он держит голову и ни перед кем ее не клонит".
Нартовские сказания пронизаны искренней верой в лучшее будущее народа. Выражая народные думы, мечты и чаяния, они предвещали: "Весь мир станет для людей открытой дверью. Настанет такое время, когда самые дальние народы станут друг для друга родными братьями и будут в беде помогать друг другу. И враждовавшие семьи забудут вражду свою и станут друг другу ближе, чем родичи. Наступит такое время, когда и большому, и малому, знатному и безродному будут давать не больше, чем нужно ему для хорошей жизни. Придет время, и простые люди возьмут верх над знатью. Настанет такое время, когда женщина и мужчина будут во всем равны, и когда верх не будет брать мужчина потому лишь, что он мужчина".
Своим образом жизни, мужеством и умом нарты напоминают нам героев древнегреческого эпоса ("Илиады" и "Одиссеи"). Миф об амазонках роднит греческую поэзию с нартскими сказаниями. Нартовский эпос своим гуманизмом созвучен и фольклору Египта. Особенно интересна близость египетской сказки о Рампсините к осетинскому нартскому сказанию "Гатаг и его сыновья". Существуют сходные гуманистические мотивы между нартовскими сказаниями и эпосом западных славян. Мы считаем, что дальнейшая разработка проблемы "Нартовский эпос и гуманизм народа" должна осуществляться комплексно. И чем многообразнее она будет изучена, тем шире откроются нам ее гуманистические кладовые.
Мировая культура знает немало эпических произведений, повествующих о судьбах целых народов. Классическому народному эпосу свойствен оптимизм – важнейший элемент гуманизма. Он рельефно присутствует и в нартовских сказаниях. Их герои сражаются с чудовищами, опускаются на морское дно, посещают загробный мир, попадают в плен, но не падают духом и побеждают своих врагов. Каждый эпос мирового значения имеет глубоко самобытные гуманистические черты. Великий потомок нартов – Коста, большой знаток осетинских нартовских сказаний, писал об этом: "Они многочисленны, разнообразны, и художественно они всегда служили одним из самых приятных времяпровождений". Он отмечает, что "они исполнялись под аккомпанемент фандыра... Эта отрасль народного творчества особенно любима и полна прелести".
Нартовские сказания пронизаны гуманизмом народа и духом свободы. Образы героев и их мировоззрение показаны в эпосе с исключительной жизненностью и художественной правдивостью. По своему сюжетному разнообразию, по богатству мотивов и выразительности художественных средств нартовские сказания могут быть поставлены в один ряд с лучшими образцами мирового эпического творчества.
В заключение хочется сказать: современный дизайн и отличная полиграфия дают нам надежду на то, что подарочный фолиант станет настоящим подарком и настольной книгой в каждом доме Северной и Южной Осетии.