[B]Юрий ЦАМАЛАИДЗЕ – из тех, кто говорит мало. А если говорит, то по делу. Еще бы! Работа у него такая. Он – начальник отдела наземного и технического обслуживания воздушных судов международного аэропорта "Владикавказ". Работает там уже три десятка лет. А до этого был Грозненский объединенный авиаотряд. [/B]
"Перевелся я во Владикавказ в 1992 году, – вспоминает Юрий Арсенович. – Помните, какое это было время… В Грозном я работал на авиационно-технической базе инженером смены. Узнал, что Владикавказ будет получать новые воздушные суда – нужны специалисты".
Пришел на должность инженера отдела технического контроля авиационно-технической базы. Позже она была переименована в службу наземного и технического обслуживания воздушных судов (СНиТО ВС). Теперь он ее возглавляет. В его подчинении 22 человека: инженеры, техники, начальники смен.
По сути, это те люди, от которых напрямую зависят безопасность полетов и комфорт пассажиров. "Мы проводим предполетный и послеполетный осмотры самолетов, контролируем загрузку, центровку груза, зимой обеспечиваем противообледенительную защиту посредством специальной обработки воздушного судна…", – Юрий Арсенович перечисляет основные виды деятельности службы, а я смотрю в документ, регламентирующий обязанности сотрудников, и добавляю: установка заземления воздушных судов и конусов безопасности, обеспечение наземным источником электропитания, руководство подъездом (отъездом) спецавтотранспорта, заправка авиатопливом, а также систем питьевой водой, открытие – закрытие люков багажно-грузовых отсеков, обработка санузлов, мойка наружных поверхностей, подогрев салонов, буксировка самолетов – и это далеко не весь перечень заданий.
– И за все это отвечает один человек?
– За безопасность полетов отвечают сотрудники в рамках компетенции отдела и я, как руководитель отдела, – поясняет Цамалаидзе. – Конечно, могу лично проверить каждого в формате контроля, но есть должностные инструкции и, слава богу, есть специалисты, способные выполнять все работы качественно.
Признается, что во времена его юности в авиацию массово шли за мечтой. Хотя у Юрия Арсеновича был и свой личный мотив: в гражданской авиации летал его отец. Уж не ему ли было пойти по его стопам? Но возникло препятствие – медкомиссия. Отец закончил свою летную карьеру командиром ТУ-134 в Грозненском объединенном авиаотряде, а сыну пришлось идти по технической части – медкомиссию он не прошел. "Тогда в Советском Союзе было только три высших учебных заведения, где готовили инженерно-технические кадры для гражданской авиации, – рассказывает мой герой. –
В Москве, Риге и Киеве. Я выбрал Киев. Окончил вуз по специальности "техническая эксплуатация самолетов и авиационных двигателей". Так что мечту, можно сказать, осуществил".
И вот так более тридцати лет "летает". А что? Без него и его коллег ни один самолет не взлетит.
– Чтобы полет был нормальный, "с какой ноги" ступать на борт? А, может, кого-то особенного надо перед дорогой встретить…", – начинаю я допытываться у собеседника, памятуя из каких-то рассказов, что авиаторы – народ суеверный. Он смеется: "Глупости, может, такое и было раньше, но сейчас на суеверия нет времени".
А так у него все, как у всех: дом, семья, работа. Очень ответственная и очень нужная всем нам. В которой нет мелочей и нет места предрассудкам. Берешь инструкцию и четко делаешь свое "крылатое" дело.