Поэзия Иосифа Бродского многогранна и философична. По мнению Андрея Толстого, доктора искусствоведения, профессора, это один из самых трудных авторов для прямых визуальных параллелей – недаром большинство иллюстраций к его текстам (может быть, только за исключением собственных) нельзя признать хоть в какой-то степени убедительными.
"Работы Наседкина и не балуют прямыми аллюзиями, – пишет дальше Андрей Толстой. – Просто в их броских силуэтах и контурах, подчеркнуто вдруг возникающих из серебристого марева гравюрных листов, есть та же острота и обнаженность взгляда, что и у поэта, некогда выхватившего и накрепко запечатлевшего в слове и "мокрую коновязь пристани", и "скрипичные грифы гондол", и "золотую чешую, всплывшую в канале окон".
На днях у североосетинских любителей искусства появилась возможность самим оценить гравюры мастера. В Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка одного из лучших современных граверов, заслуженного художника России и РСО–А Владимира Наседкина в рамках культурно-просветительского проекта "Венецианские строфы". Ровно 50 лет назад Иосиф Бродский оказался в Венеции. Он приезжал в этот город, ставший для него мечтой, 17 раз, и посвятил ему 16 стихотворений. Там он и похоронен…
"Венецианские строфы" представлены в виде отдельно взятых иллюстраций к одноименной книге Владимира Наседкина. Книга художника включает 16 гравюр-иллюстраций и 16 стихов Иосифа Бродского из цикла "Венецианские строфы". Впервые проект был показан на 54-й Венецианской биеннале современного искусства в библиотеке Университета CaFoscari в 2011 году. А в 2012 году "Венецианские строфы" были представлены в Риме в MuseoPetroCanonicainVillaBorghese.
Стихи и гравюры напечатаны разворотами со специально изготовленных оригинальных деревянных форм (на самшите) в уникальной технике резцовой гравюры на дереве (ксилографии). Развороты собраны в единый книжный блок и даны с аннотациями на английском и итальянском языках. Стихи напечатаны на русском языке.
"Книгу полностью сделал я. Мои иллюстрации − это гравюры на тему поэзии Бродского, они воплощают в себе квинтэссенцию творческого духа поэта, стремящегося не логикой, а догадками постигать таинство бесконечного. На выставке представлены не только гравюры, но и видеоинсталляции, на одной демонстрируется Венеция в гугл-картах, а на другой − процесс создания иллюстраций. Также в одном из залов стоит мой рабочий стол, где подробно можно рассмотреть гравюры на дереве и рабочие инструменты", − рассказал автор.
Владимир Наседкин живет и работает в Москве. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном русском музее, Музее Московского Кремля и в других культурных учреждениях. Во Владикавказе художник выставляется не впервые, ранее он представлял экспозицию "Одна на всех" о защите Владикавказа в годы Великой Отечественной войны, а также принимал участие в фестивале "Аланика" в 2008-м, 2009-м и 2010-м годах.
Культурно-просветительский проект "Венецианские строфы" состоит из серии мероприятий: творческой встречи с Владимиром Наседкиным; серии "Литургия" – медленные чтения произведений И. Бродского, посвященных Венеции; мастер-класса художницы Зинаиды Кулиевой по линогравюре; новогодних утренников для детей "Рождественская звезда. Праздник в Венеции"; новогодних мастерских для детей от 7 до 12 лет с Татьяной Лагкути; лекций-экскурсий по выставке Владимира Наседкина "Вокруг книги художника "Венецианские строфы". Мероприятия проекта пройдут с 1 декабря 2022 г. по 31 января 2023 г.