[B]В Госдуме рассматривают законопроекты, в которых предлагается установить временные рамки для освоения земельных участков, в том числе выделяемых под ведение садоводства. Тем самым владельцев уже существующей недвижимости будут стимулировать оформлять права собственности на нее.[/B]
Проекты федеральных законов, подготовленные Росреестром, конкретизируют сроки, в течение которых необходимо приступить к использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Так, в статью 42 Земельного кодекса планируется внести изменение, по которому приступить к использованию земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, можно в течение трех лет с момента приобретения прав на такие участки. При этом нет конкретных критериев, чтобы определить, используется участок для садоводства или нет. Предполагается, что такие критерии позже определит правительство.
Проект закона раскрывает понятие "освоение земельного участка". В рамках освоения могут быть выполнены: подготовка проектной документации объекта капитального строительства (если требуется), освобождение участка от деревьев и иных насаждений, снос объектов (при необходимости), освобождение участка от отходов, рекультивация, установка ограждения, размещение некапитальных строений и сооружений, временных сетей и т.д.
Проектом закона на собственников участков и капитальных сооружений возлагается обязанность по кадастровому учету этих объектов и регистрации прав на них. Также планируется внести изменения в статью 8.8. Кодекса об административных правонарушениях. К административной ответственности будут привлекать собственников участков, в том числе дачников и садоводов, которые не приступили к освоению участка в установленные сроки либо не используют участок по целевому назначению. Действующим законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неиспользование земельных участков, минимальный размер штрафа для физических лиц составляет 20 тысяч рублей.
В Кодексе об административных правонарушениях существует статья, предусматривающая штраф за несоблюдение собственником установленного порядка госрегистрации прав на недвижимость. В законопроекте же Росреестра предлагается изменить формулировку статьи и предусмотреть ответственность за несоблюдение требований к подготовке или подаче в Росреестр в установленный срок заявления и необходимых документов. За это предполагается установить штраф 1500–2000 рублей.
Для удобства граждан предполагается расширить полномочия кадастровых инженеров: они смогут подавать заявление об осуществлении кадастрового учета от имени правообладателя без доверенности. То есть гражданам не придется отдельно ходить в Росреестр.
Есть немало жалоб садоводов по вопросам невозможности вступить в наследство на земельные участки, потому что они не стояли на кадастровом учете, и, соответственно, право на собственность отсутствует. Законопроект необходим, чтобы навести порядок в этой сфере.