Родился Николай Михайлович 12 декабря 1922 года в г. Ардоне. С самого детства мечтал стать актером. И эта мечта привела 17-летнего юношу в театральное училище при Северо-Осетинском педагогическом институте.
В мае 1941 года Николай Саламов вошел в труппу Осетинского театра. С этого момента началась его творческая карьера. Казалось, желание играть на сцене осуществилось. Но Великая Отечественная война нарушила все планы. В августе 1941-го Николай Михайлович ушел защищать Родину.
В течение года он обучался на курсах танкистов Камышинского танкового училища, затем стал командиром экипажа танка Т-34. Николай – участник самых тяжелых битв: Сталинградской и Донской. Не раз его танк попадал в критические ситуации, а сам он трижды был тяжело ранен. Но все вытерпел и вернулся на родину в победном 1945 году.
По возвращении практически сразу приступил к работе в родном Осетинском театре. С этого момента активно занимался актерской и режиссерской деятельностью. За все время работы в театре Николаем Михайловичем сыграно более 200 ролей. Среди них: Лука в пьесе "На дне", Тартюф в одноименной пьесе Мольера, Эдгар в "Короле Лире", сэр Эндрю в "Двенадцатой ночи", Чир в "Любови Яровой", Габо в "Чести отцов" и многие другие.
Саламов располагал не только огромным театральным опытом, но и кинематографическим. Большим успехом до сих пор пользуются фильмы с его участием, ставшие классикой осетинского кинематографа. В их числе такие работы, как "Сюрприз", "Во всем виновата Залина", "Пишите письма", "Чегери" и другие.
Известно, что Николай Михайлович был еще и прекрасным драматургом. Из-под его пера вышли пьесы "Сармат и его сыновья", "Невестки Зали", "Две свадьбы" и еще более 30 пьес. Одна из них под названием "Арсой" поставлена на сцене Театра кукол "Саби" его дочерью, режиссером Натальей Саламовой.
Счастливый семейный союз Николай Саламов построил с примой Осетинского театра, народной артисткой РСФСР Орзетой Бекузаровой. Познакомившись, они практически сразу стали партнерами не только на сцене, но и в жизни. В счастливом браке у них родилась дочь Наталья. Долгие годы супруги шли вместе, были поддержкой и опорой друг для друга.
Николая Саламова не стало 9 декабря 2003 года. Это был удар не только для родственников, коллег и почитателей его таланта, но и для всего осетинского народа. В 2017 году, на 95-летний юбилей актера, в Ардоне, на улице Кирова, в доме, где он жил, открыли дом-музей и памятную доску. Имя Николая Саламова носит Ардонский районный дворец культуры, в котором нередко проходят памятные мероприятия, посвященные выдающемуся актеру. Исключением не станет и предстоящий юбилей. Здесь же его отметят в понедельник, 12 декабря. В этот день пройдет большая праздничная программа с участием представителей Министерства культуры РСО–А, СОГАТа им. В. Тхапсаева и СТД.
Воспоминаниями о Николае Михайловиче Саламове поделились его коллеги – актеры Осетинского театра.
"Считаю себя самым счастливым человеком, ведь мне удалось поработать с таким великим актером. Наш курс в 1980-х встретился с Николаем Михайловичем впервые, когда Георгий Хугаев ставил спектакль "На дне" по произведению Максима Горького. Саламов в нем играл Луку. Мы внимательно смотрели, как он работал, как собирал свой образ. Нам он помогал, подсказывал, что и как делать. Вспоминается мне также работа с ним в спектакле "Честь отцов". Он исполнял роль Габо, а я была Зали. Настолько комедийно и в то же время трагично Николай играл, что все были восхищены его мастерством. Замечательная у него была роль в спектакле Розы Бекоевой "Земные боги". Он играл ветерана ВОВ Гасыра. Такие сцены с ним были великолепные, так превосходно он играл! На все сто процентов передал всю боль персонажа. Очень много его работ вспоминается, все они были достойные и разноплановые, о них можно говорить долго и не переставать восхищаться талантом этого непревзойденного мастера. Его нет с нами уже давно, но память о нем никогда не исчезнет", − сказала заслуженная артистка РФ, народная артистка РСО–А Замира Меликова.
"Николай Михайлович отличался простотой и добродушием. Мы все знали, что это народный артист СССР, но он никогда этим не кичился. Помню, как однажды подошел ко мне после спектакля и попросил высказать свои замечания по игре. Я очень удивилась и подумала: "Как?! Он – мэтр – просит меня, молодую актрису, высказать свое мнение о его работе! Что-то я, конечно, сказала, потому что промолчать тоже не могла, так как Николай Михайлович мне дал ответственное задание. Но я была ошеломлена такой просьбой. Это говорит прежде всего о том, что он, несмотря на свое величие, всегда оставался простым человеком. Вместе мы играли во многих спектаклях: в "Моей теще", "Двух свадьбах" и других замечательных постановках. С ним всегда было приятно работать, он был замечательным партнером", − отметила заслуженная артистка РСО–А Анжела Тибилова.
"Николая Михайловича все полюбовно звали Къола. Он был настоящим старшим. С него мы – молодежь театра – брали пример. Несмотря на свою известность, он всегда оставался скромным, чистым душой человеком. На общих коллективных собраниях сидел тихо, был немногословен. С ним я много работал на сцене. В первый раз мы столкнулись в спектакле "Кто виноват?" по пьесе Сармата Хамицаева. Поставила его Орзета Бекузарова. Николай Михайлович играл моего отца. Для меня было большим счастьем работать с таким мастером. Помню, был смешной эпизод. Мы играли спектакль "Честь отцов", и в один момент у Николая Михайловича отклеился ус. Он так разволновался, что забыл текст, но быстро собрался, и мы продолжили... О Николае Михайловиче можно говорить много. Он был великим актером и замечательным человеком!" − подчеркнул заслуженный артист РФ, председатель Союза театральных деятелей РСО–А Казбек Губиев.