Объединение фондов – закономерное продолжение всех изменений, которые происходят в социальной сфере последние десятилетия. Как идет работа по объединению ведомств, какие функции будет выполнять СФР и самое главное – какие изменения это влечет для жителей республики в интервью "СО" рассказал управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по РСО–А Сергей ТАБОЛОВ.
– Сергей Солтанбекович, сейчас ПФР и ФСС стоят на пороге, без преувеличения, исторического события: объединения в одно единое ведомство – Социальный фонд России (СФР). Почему возникла необходимость объединения двух важнейших структур в области социального обеспечения, какие задачи стоят перед новым Фондом?
– На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. Сегодня Пенсионный фонд предоставляет множество мер поддержки самым разным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР граждане получают пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования, в свою очередь, предоставляет гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.
Существует немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной поддержки необходимо обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Пенсия по инвалидности, например, выплачивается ПФР, а средства реабилитации выдаются ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования.
Сегодня оба фонда работают с одними и теми же гражданами и запрашивают информацию друг у друга через систему межведомственных запросов. После объединения фондов делать запросы не нужно будет. Единая база данных соберет больше информации о гражданах, которая необходима для назначения мер поддержки, в результате чего сократятся сроки ожидания выплат.
Таким образом, объединение фондов – это естественное продолжение процессов, которые происходят в социальной сфере вот уже много лет. Все необходимые меры поддержки можно будет оформить в рамках "одного окна", что позволит существенно сэкономить время и упростить порядок получения выплат.
– Самый главный вопрос: какие изменения влечет создание СФР для граждан? Что меняется для людей в части их пенсионного и социального обеспечения, нужно ли заново подавать какие-то документы и справки? Много разной информации распространяется по соцсетям, людям советуют делать копии своих пенсионных дел и т.д.
– Объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Распространяемая в соцсетях информация носит откровенно фейковый характер. Для продолжения выплат не нужно подавать никаких документов и заявлений, тем более не нужно делать копии пенсионных дел. Социальный фонд России будет выполнять все обязательства и функции ПФР и ФСС в полном объеме. Граждане будут и дальше получать пенсии и другие положенным им социальные выплаты в прежние сроки.
– Какие услуги будет предоставлять Социальный фонд России, изменится ли количество предоставляемых услуг?
– Социальный фонд России будет предоставлять все те же услуги, которые сегодня оказывают ПФР и ФСС, а получать их станет удобнее и быстрее. В целом количество выплат увеличится, поскольку Социальному фонду России будут переданы на администрирование новые меры поддержки, например, единое пособие на детей и беременных женщин, выплата на первого ребенка до 3 лет.
– Куда теперь людям обращаться при возникновении вопросов или для получения тех или иных услуг?
– Для жителей республики в части, так скажем "локаций", ничего не меняется. Единые офисы клиентского обслуживания СФР создаются на базе точек приема граждан Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. То есть, получатели услуг единого фонда смогут подать заявление и получить консультацию по уже привычным для них адресам. Во Владикавказе прием граждан будет проводиться как по адресу ул. Леонова, 6/1, так и ул. Галковского, 237 "А". В районах республики продолжат работу все нынешние клиентские службы Пенсионного фонда, но уже с иным наименованием.
– Наши читатели волнуются: как убедиться, что с данными о страховом стаже, пенсионными коэффициентами, пенсионными накоплениями и т.д. все в порядке?
– Объединение не изменит действующих норм пенсионного законодательства, в соответствии с которыми у граждан сегодня формируются пенсионные права. Все данные о страховом стаже, необходимые для назначения пенсии, хранятся в единой системе индивидуального персонифицированного учета и надежно защищены. Эта система сохранится и целиком перейдет в ведение Социального фонда России.
Накопленные за время работы пенсионные коэффициенты – это пенсионные права, которые по-прежнему будут реализоваться при выходе на пенсию и конвертироваться в выплаты.
Убедиться, что весь стаж после объединения фондов учтен, можно будет в Личном кабинете, заказав выписку о состоянии индивидуального лицевого счета в электронном виде на портале Госуслуг или лично в клиентских службах и МФЦ. Что касается пенсионных накоплений, то объединение фондов не повлияет на условия формирования пенсионных накоплений. Они по-прежнему будут формироваться в выбранной управляющей компании.
– Какие изменения ждут с нового года работодателей?
– Сейчас работодатели формируют отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи и предоставляют отчетность как в ПФР, так и в ФСС. Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, вводится единый тариф. Благодаря этому работодателям достаточно будет сформировать один расчет и направить один платеж.
Платеж в установленной пропорции федеральное казначейство самостоятельно распределит по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. Форма уплаты не меняется – это по-прежнему платежное поручение в банк.
В процессе объединения фонды заботятся о том, чтобы избавить работодателей от лишней работы по формированию трех расчетов и платежных поручений, а также нескольких отчетов, как это происходит сегодня. Это не только упростит документооборот для предприятий, но и снизит риск бухгалтерских ошибок и, следовательно, штрафов. Таким образом, будет обеспечено "единое окно" для бизнеса.
– Неоднократно на разных уровнях заявлялось об автоматизации предоставляемых услуг и процессов, в том числе, – упрощении подачи заявлений гражданами. Как СФР будет решать эту задачу?
– В перспективе граждане смогут получить практически все услуги Социального фонда России полностью онлайн через электронные сервисы. Раньше пенсионные услуги предоставлялись по заявительному принципу. Нужно было нести трудовую книжку, документы, справки. Сегодня на лицевом счете большинства выходящих на пенсию уже есть все необходимое для назначения выплат.
С этого года автоматически оформляются пенсии по инвалидности. Также проактивно выдаем сертификаты на маткапитал. Когда в семье появляется ребенок, нам поступают данные из органов ЗАГСа, специалисты формируют сертификат и отправляют его маме в Личный кабинет на портал Госуслуг. В проактивном режиме также реализованы многие перерасчеты и повышения выплат.
Кроме того, оформление многих выплат уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления, которое можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг Социального фонда России онлайн через электронные сервисы, а также новые проактивные услуги. Подобный формат существенно сократит срок получения выплат, их можно будет оформить по единому запросу или совсем без него.
Одновременно считаю необходимым предостеречь жителей республики от мошенников, которые под видом сотрудников Социального фонда России могут запрашивать персональные данные граждан. Наши сотрудники никогда не посещали и не будут впредь посещать граждан на дому, запрашивать конфиденциальную информацию и предоставлять какие-либо услуги вне клиентских служб.
Единый канал получения информации – сайт Социального фонда России и официальные группы фонда в социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники" и "Телеграмм" – позволят гражданам найти ответы на все интересующие вопросы по разным мерам поддержки просто и быстро. Жители Северной Осетии могут получить консультации по "горячим линиям" отделения по номерам 8-800-600-03-71.