Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

"Осетинские этюды"

[F]Одно из лучших исследований в области духовной культуры народов Кавказа"[/F]

7 (19) апреля 2023 года исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Всеволода Федоровича Миллера, без научных трудов которого невозможно представить историю осетиноведения. В новой рубрике "К 175-летию В.Ф. Миллера" будут публиковаться статьи о представителях осетинской интеллигенции, которые сотрудничали с ученым.

В.Ф. Миллер – почетный профессор Императорского Московского университета, ординарный академик Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности. Сферой его научных занятий были славистика, востоковедение и кавказоведение.

5 марта 1877 года В.Ф. Миллер был утвержден в звании доцента Московского университета по кафедре сравнительного языкознания. Годом раньше ученый был избран действительным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ) при Московском университете, а 15 декабря 1881 года – председателем его этнографического отдела, которым руководил более 30 лет.

Возглавив отдел, который занимался этнографическим изучением русской народной словесности и кавказоведческими исследованиями, В.Ф. Миллер взял на себя ответственность за развитие в стране молодой этнографической науки. Сама этнография в то время по свидетельству М.М. Ковалевского "понимаема была... в самом широком смысле. Члены Общества в равной степени интересовались и материальной культурой различных народностей, входящих в состав России, и их языком, литературным и музыкальным творчеством, обычаями, обрядами и поверьями".

В самом конце 1870-х годов В.Ф. Миллер обратился к изучению осетин и начал собирать материал для своей будущей книги "Осетинские этюды". Объясняя научный интерес к осетинам, ученый писал: "Мы предполагаем издать ряд материалов и исследований, имеющих целью изучение языка осетин, их эпических сказаний, религиозных воззрений и их прошлого…Осетины представляют значительный интерес для лингвиста и этнографа: первый найдет в их языке несомненные черты иранской группы индоевропейской семьи языков; второй заинтересуется ими как народом нашего, индоевропейского рода-племени, сохранившим до наших дней свою особость и древний склад жизни среди трущоб Кавказа и среди других народов, чуждых ему по языку и происхождению".

В.Ф. Миллер считал, что кавказская наука нуждается прежде всего в собирании точных сведений и "без энергичного содействия местного общества никакие ученые, временные экспедиции не в состоянии достигнуть больших результатов. То, что заезжим дается огромным трудом, может быть сравнительно легко достигнуто деятельностью местных людей". В своих шести научных экспедициях в Осетию (1879, 1880, 1881, 1883, 1886, 1901) он активно привлекал к сбору лингвистического, фольклорного, этнографического и археологического материалов наиболее подготовленных представителей осетинской интеллигенции.

Основными помощниками В.Ф. Миллера по сбору материала для книги "Осетинские этюды" стали учитель Владикавказского реального училища Савва (Саукуй) Васильевич Кокиев и студент Петровской земледельческой академии Соломон (Губади) Алексеевич Туккаев. Савва Кокиев сопровождал ученого в научных экспедициях по Осетии в 1880 и 1883 годах, Соломон Туккаев – в 1883-м. Они искали информантов, участвовали в сборе материалов, давали консультации, записывали и переводили тексты и т.д.

При активном содействии осетинской интеллигенции В.Ф. Миллеру удалось собрать богатый лингвистический, фольклорный и этнографический материалы, которые вошли в книгу "Осетинские этюды", вышедшую в трех частях (1881 (ч. I), 1882 (ч. II) и 1887 (ч. III). Книгу существенно обогатили материалы С.В. Кокиева, С.А. Туккаева, Б.П. Гатиева, священника Алексия Гатуева, В.А. Цораева, И.Г. Тхостова, Д.Т. Шанаева, А.А. Канукова, М. Саламова и др. Осуществляя комплексный, междисциплинарный подход к осетиноведческим проблемам, В.Ф. Миллер поднял в книге исследования по осетинскому языку и этнографии осетин на качественно новую ступень.

Фундаментальный труд "Осетинские этюды" – одно из лучших исследований в области духовной культуры народов Кавказа" – получил высокую оценку в России и за рубежом. Первые две части книги составили диссертацию ученого на соискание степени доктора сравнительного языкознания Московского университета, которая была ему присвоена 5 февраля 1883 года. Третья часть книги была удостоена Большой золотой медали Русского географического общества.

"Осетинские этюды" стали главным ориентиром для этнографов и краеведов Осетии и на многие десятилетия наметили основные направления исследований ее этнографии, определив особый интерес к проблемам этногенеза и религиозным верованиям осетин.

Становлению и развитию этнографии поспособствовала организация В.Ф. Миллером краеведческой работы в Осетии, которой он придавал большое значение: отправлял краеведам программы для сбора материалов по осетинскому языку и этнографии, свои научные труды, давал консультации, делился советами, размещал присылавшиеся ими статьи в разных научных изданиях. Так, в первом выпуске редактировавшегося им серийного издания "Сборник материалов по этнографии, издававшегося при Дашковском этнографическом музее" за 1885 год, В.Ф. Миллер опубликовал статью С.В. Кокиева "Записки о быте осетин", которую ранее по просьбе автора изучил и дал советы по ее окончательному литературному оформлению. Обнаружив в 1911 году в своей библиотеке до 40 экземпляров второй и третьей частей "Осетинских этюдов", ученый отправил их в Осетию, попросив распределить среди учителей.

Видный российский этнограф Б.А. Калоев в монографии "Миллер-кавказовед. Исследование и материалы" писал, что, "давая отдельным людям поручения по сбору фольклорного или этнографического материалов и оказывая при этом необходимую помощь советами и указаниями, Миллер быстро возбуждал у осетинской интеллигенции интерес к истории, быту и культуре своего народа". В 80-е – 90-е годы XIX века выходят в свет новые работы осетинских авторов: С.В. Кокиева, К.Л. Хетагурова, А.Г. Ардасенова, А.Г. Гатуева, Г.М. Цаголова, А.Ц. Медоева, И.Т. Собиева, С.Г. Каргинова и др.

Важную роль в развитии этнографического изучения осетин сыграли также рецензии В.Ф. Миллера на периодически издаваемый "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", который выпускался Управлением Кавказского учебного округа в Тифлисе на русском языке. Обстоятельными обзорами статей сборника ученый стремился поощрять местных собирателей-краеведов в их дальнейших изысканиях и вводить в научный оборот содержавшиеся в их статьях материалы. Так, рецензируя ХVI выпуск сборника за 1893 год, он подробно остановился на характеристике очерка Андрея (Налыка) Цаллагова "Селение Гизель (или Кизилка) Терской области Владикавказского округа".

В.Ф. Миллеру удалось заинтересовать проблемой изучения обычного права осетин известного русского ученого М.М. Ковалевского, который вместе с ним в 1883 году совершил экспедиционную поездку в Осетию, результатом которой стал фундаментальный двухтомный труд "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (1886).

Исследования В.Ф. Миллера, М.М. Ковалевского, многочисленных авторов-осетин дали мощный толчок к развитию этнографического осетиноведения, которое, по словам известного кавказоведа М.О. Косвена, оказалось "одной из наиболее развитых отраслей всего дореволюционного кавказоведения". При этом большую роль сыграли и сама личность выдающегося ученого, его любовь к Осетии и ее народу. В.Ф. Миллер находился в многолетней переписке со многими осетинами: С.А. Туккаевым, А.Б. Кайтмазовым, А.А. Кануковым, С.В. Кокиевым, М.К. Гардановым, И.Т. Собиевым, Г.В. Баевым и др. Дружеские отношения, сложившиеся у ученого с учителями и другими представителями осетинской интеллигенции, также поспособствовали плодотворности их научных изысканий.

Вторым большим проектом, в который В.Ф. Миллер привлек большое число представителей осетинской интеллигенции, стал его будущий "Осетинско-русско-немецкий словарь". К моменту приезда в Осетию ученый собрал для него лишь 2800 слов. Создание авторского коллектива и разработку осетинско-русского глоссария (словника) для словаря ученый летом 1880 года поручил С.В. Кокиеву. В авторский коллектив вошли С.В. Кокиев, И.А. Толпаров, Н.М. Дигуров (впоследствии священник), И.Б. и И.Н. Шанаевы, Б.И. Туаев, С.А. Туккаев, священник Александр Цаликов и И.И. Дзампаев (впоследствии священник).

В декабре 1880 года С.В. Кокиев завершил работу по составлению словника и переслал его В.Ф. Миллеру. С подключением осетин к сбору словарного материала будущий словарь стал быстро пополняться и в 1891 году насчитывал свыше 8000 слов. С 1896 по 1901 год большую помощь ученому при проверке уже собранных слов оказал студент Императорского Московского высшего технического училища И.Т. Собиев. В.Ф. Миллер предложил ему пополнить словарь словами на дигорском диалекте, что тот и сделал, собрав порядка 7 тысяч таких слов. В 1901 году ученый приезжал во Владикавказ, чтобы передать Г. Баеву и А. Кубалову карточки со словарными словами для окончательной проверки. Проверкой рукописного словаря занимался и такой знаток иронского диалекта, как У.В. (Цоцко) Амбалов.

В течение нескольких лет по разным причинам работа над словарем не велась вовсе. К сожалению, при жизни В.Ф. Миллера он не был издан. В 1913 г., после смерти ученого, словарь остался в рукописи на карточках и поступил вместе с его библиотекой в Азиатский музей Академии наук. В середине 20-х годов ХХ в. рукописный словарь был значительно доработан и расширен при участии В.И. Абаева, Гр.А. Дзагурова, Ц.Б. Амбалова, И.Т. Собиева, М.К. Гарданова, М.А. Мисикова и др. В 1927, 1929 и 1934 годах три тома "Осетинско-русско-немецкого словаря" В.Ф. Миллера под редакцией профессора А.А. Фреймана были изданы Академией наук СССР.

Заслуги В.Ф. Миллера не забыты осетинским народом: с 1997 года память об ученом увековечена во Владикавказе, на улице, носящей его имя, с 2008 года в СОИГСИ им. В.И. Абаева проводятся Всероссийские Миллеровские чтения. Однако вклад В.Ф. Миллера в развитие осетиноведения настолько велик, что заслуживает того, чтобы на осетинской земле был установлен памятник этому замечательному ученому.

Автор: Лариса ГОСТИЕВА, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1051

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика