"Выплакал я все глаза свои, все горит у меня внутри. Сердце мое замирает, когда вижу я гибель дочери народа моего, детей и младенцев на городских площадях, изнемогающих от голода".
Плач Иеремии.
"Плач Иеремии" – это древняя библейская песнь скорби, свидетельство об ужасах, насилии и жестокости, постигших еврейский народ в 586 г. до Р.Х. в результате осады Иерусалима. Спустя почти 2500 лет, эти строки древней книги с невероятной глубиной и точностью отражают боль и страдания миллионов жертв Холокоста во время Второй мировой войны.
Слово "холокост" происходит от древнегреческого "всесожжение", а в современном понимании – планомерное и массовое уничтожение нацистами евреев, цыган, славянских народов и других людей по "расовому признаку".
Начало Холокоста связывают с приходом к власти Адольфа Гитлера в 1933 году, а окончание – с завершением Второй мировой войны в 1945-м.
О Холокосте написано немало книг, статей, снято много кинолент, и на сегодня существует масса подробной и исчерпывающей информации о жертвах и палачах этой чудовищной трагедии. Тем не менее на протяжении почти 80 лет люди пытаются осмыслить значение великой катастрофы, понять причины преступления. Для многих остается открытым вопрос: "Почему?!.."
Всем известно, что вина за Холокост лежит на самой образованной и цивилизованной (это были не дикари и не папуасы) по тем временам нации мира. В таком случае, можем ли мы быть уверенными в том, что просвещения и образования достаточно, чтобы предотвратить повторение катастрофы?
Вот что пишет об этом историк и богослов Артур Кац: "Мы должны либо начисто отбросить нашу неуместную здесь веру и целиком предаться царящему в мире цинизму, либо углубиться в те новые и неизведанные уровни бытия, на которых, в конце концов, все происходит и все меняется".
Артур Кац подводит нас к мысли об опасности игнорирования предупреждений, описанных в Священной книге, ибо только там, не заменяя религию культурой, можно найти ответы на главные вопросы жизни.
Едва ли не ключевым в этом контексте является понятие покаяния – индивидуального и народного (массового).
Исторический факт: в 1970 году канцлер Вилли Брант в своем выступлении перед народом на коленях произнес свою покаянную речь от имени всей Германии всем жертвам фашистского геноцида. А в 1972 году, посетив в Израиле мемориал Холокоста Яд-Вашем, прочитал вслух по-немецки строки из 103-го псалма: "Мы совершили грехи и преступления. Боже милосердный, прости нас".
Сегодня многие понимают, что пренебрежение фактом покаяния, может неизбежно привести к всеобщему мировому Холокосту, и Книга книг об этом предупреждает.
Во Владикавказе, на территории еврейского культурно-просветительского общества "Шолом", находится Музей Холокоста им. А. Печерского. Председатель общества Анатолий Соломонович Харин и директор музея Гергарт Израильевич Надель открыли выставку Недели памяти в Доме дружбы, посвященную Международному дню Холокоста.
Гергарт Израильевич, бывший военный врач, глубоко преданный своему делу человек, регулярно проводит экскурсии в музее им. А. Печерского для школьников, студентов и всех желающих, показывает фильмы, связанные с теми трагическими событиями.
Подобные музеи открыты по всему миру, для того чтобы люди, не допуская забвения случившегося, могли извлекать духовные уроки и хранить свой мир от грядущих испытаний.