Прежде чем рассказать о постановке, напомним, что основная задача организации – социализация молодежи. То есть постепенное введение личности, которая относится к возрастной группе "молодежь", в пласт социальных норм, культурно-исторических ценностей, традиций и положительных образцов поведения, присущих данному гражданскому сообществу, а также профилактика негативных явлений. Ведь есть и обратный процесс: когда чуждые, а то и откровенно вредоносные элементы влияют на сознание молодежи, и она становится "трудной, протестной". Тогда уже приходится работать над ошибками и пробелами, допущенными взрослыми в формировании юной личности.
Социальный театр – это площадка, на которой ставятся спектакли на острые социальные темы: взаимоотношения родителей и детей, конфликты среди одноклассников, дискриминация, потребительское отношение к обществу и прочие. Это форма спектакля, где режиссер и актеры постановки выходят к зрителям, задают им вопросы, вовлекают их в диалог и рассуждения по заданной проблематике. В одной из самых крупных СОШ №108 г. Моздока Центром социализации молодежи при поддержке классных руководителей, завучей, а также просто энтузиастов была проведена большая организационная работа.
Автор сценария и режиссер спектакля "Новая жизнь" Юлия Юрова поделилась со зрителями перед спектаклем: "В сентябре я написала сценарий. Почему "Новая жизнь"? Родиться и прожить несколько десятков лет – не каждый получает такую возможность. Но не все используют возможности жизни, при первой же трудности сваливая вину на других. Ты выбираешь зло – и оно тебя выбирает. Выбираешь добро – и оно к тебе приходит. Кто ты – созидатель вселенной или ее разрушитель?
В вашем возрасте, когда уже думаешь, что вырос, нет еще жизненного опыта, потому легко наломать дров и наделать ошибок. Как их избежать? Как выбраться из трудной ситуации? Наши герои (ученики 7-б и 8-а классов) выбрали для себя новую жизнь, хотелось бы, чтобы и вы задумались и, если надо, выбрали для себя новую жизнь. Для наших юных актеров и для нас, взрослых, подготовка к премьере была своеобразной психотерапией. Сегодня, считайте, вы на уроке психологии, и после каждой сцены сможете высказать свое мнение!".
На маленькой школьной сцене – общий дворик: лавочка, палисадник с цветами. Здесь и происходят события, которые как эпизоды из жизни современных школьников проигрываются перед зрителями. Группа подростков – мальчиков и девочек – Макс (Артур Исаев) и его компания – с банками энергетиков в руках привычно занимает свое место на спинке лавочки – ногами на сиденье, грызут семечки, разговаривают, демонстрируя свое "свободомыслие и независимость". На просьбу женщины не сорить и уважать труд уборщиков звучат протесты: "За что я должен их уважать? Они зарплату получают, пусть и убирают! Идите, тетя, куда шли, уберем!" и прочие. Женщина принимается ухаживать за клумбой. Звучат недовольные реплики девочек: "Ну вот, надолго устроилась тут! Теперь и не пообщаться"! Проходившая мимо компании девочка Вероника (Александра Кинасова) роняет шарфик, Макс его подхватывает и требует взамен свидания с хозяйкой. Вероника – не робкого десятка, соглашается на свидания, но программу встреч хочет определять сама. Так и пошли сценки-свидания, где шаг за шагом, от негатива к позитиву изменяются наши герои.
Актеры (Яна Шабанова, Софина Татаева, Диана Волотько, Илья Гимос, Георгий Саркисов, Ксения Бусова) после эпизода покидают сцену. Выходит режиссер и обращается к зрителям: "Ребята, видели вы такие компании?". В ответ – дружное "Да!". "Понравились они вам?" – "Нет!". "А вы так себя ведете?" – "Нет!" – дали обнадеживающий ответ зрители. Дети в зале высказываются по поводу увиденного. Они заметили сплошной негатив: неподобающее поведение в общественном месте, грубые манеры в разговорах между собой, со взрослыми, с незнакомыми людьми.
Далее по сюжету шаг за шагом развиваются отношения Макса и Вероники. Он сдержал свое слово и убрал вокруг лавочки накиданный его компанией мусор. Увлекся чтением предложенной Вероникой книги. А дети в зале, просматривая эпизод за эпизодом, делают выводы. Например: "Книга – наш билет в будущее, помогает не совершать ошибки" и прочие. Макс стал заботиться о братьях наших меньших, занялся добрыми делами и… отдалился от своей компании, где постоянно обсуждаются только "крутые тачки", "лимоны", "шмотки". Ребята пытаются "вразумить" Макса: "Вероника тебя захомутала, сломала нашу дружбу". Но Максу уже неинтересно с ребятами, да и "что это за дружба такая? что в ней хорошего?" – стали задаваться вопросами зрители.
Девочки, в свою очередь, делая поспешные выводы о Веронике, из-за которой "Макс пропадает", провоцируют ее на ссору, назло ей обрывают цветы на клумбе, дразнят… Зрители же реагируют: "Не Макс пропадает, а они сами пропадают, впустую тратя свое время!".
Главный герой не стесняется рассказывать друзьям о своих достижениях: "Помог отцу крышу перекрыть. Был на молодежном форуме, узнал много интересного…". Постепенно, от сцены к сцене подростки, словно слыша замечания зрителей, избавляются от бесполезного образа жизни и начинают новую жизнь, завершая спектакль полезным делом – сажают молодые деревца.
После спектакля разгорелся настоящий диспут между зрителями и организаторами социального театра – уходить ребятам не хотелось: уж больно все было живо и актуально, очень хотелось, чтобы в представлении "Новая жизнь" приняли участие и старшеклассники других школ! Специалисты ЦСМ выразили благодарность юным актерам и вручили им небольшие памятные сувениры.
На сцене, конечно, все подростки легко и быстро становятся правильными. В жизни же еще много раз надо повторять простые истины, чтобы они стали частью мировоззрения молодых людей. Но "мы на правильном пути!" – резюмировали организаторы и стали готовиться к "гастролям" в образовательные учреждения района.