В 2022 году Северная Осетия приобрела 67 новых комфортабельных автобусов отечественного и китайского производства. Уже поступило 65. 40 машин марки "ПАЗ-Вектор-NEXT" будут обслуживать межмуниципальные маршруты, остальные 25 марки "HIGER" – межрегиональные.
Водитель рейсовых автобусов с тридцатипятилетним стажем Альберт Азиев с удовольствием показывает любопытным журналистам свою новую машину. Большой салон на 53 посадочных места, удобные кресла, система кондиционирования, телевизор: путь-то не близкий – все для удобства пассажиров. Про водителей тоже не забыли: есть холодильник, кофеварка, тахометр. Но, пожалуй, самое главное – система ГЛОНАСС, видеонаблюдение: поездка прежде всего должна быть безопасной.
Рядом такие же красавцы, но габаритами поменьше: в Ставрополь отправится автобус на 35 посадочных мест, в Минеральные Воды – на 29. Раньше по этим маршрутам ходили старые автобусы, которые уже давно отработали свой ресурс.
Представители Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре тут же на месте поясняют: "В последние годы по поручению главы республики Сергея Меняйло идет активная деятельность по обновлению всех элементов транспортной системы, в том числе подвижного состава.
АО "Автоколонна-1210" была выделена целевая субсидия из республиканского бюджета на приобретение новых пассажирских автобусов на условиях лизинга. Сумма – 828 млн рублей. Важно: проект осуществляется с использованием эскроу-счета.
Это первый на Северном Кавказе опыт реализации лизинговой сделки подобным образом, что позволит обезопасить бюджетные средства".
Автобусы будут работать на 15 межрегиональных маршрутах. Помимо традиционных в Дагестан и Кабардино-Балкарию, Ставропольский и Краснодарский край, Чеченскую Республику, Карачаево-Черкесию, Волгоградскую и Ростовкую области есть и новые идеи, которые сейчас в стадии проработки, но через месяц-полтора обещают результат. Речь идет о международных поездках в Тбилиси, Ереван и даже Турцию.
1 февраля пассажиров республики ждет еще одно знаменательное событие – 14 новых автобусов отечественного производства на 25 посадочных мест каждый выйдут на линию Владикавказ – Алагир. "По рекомендации Главы Северной Осетии Сергея Меняйло за пилотный проект был взят этот маршрут, – рассказал заместитель председателя профильного комитета Хазби Джидзалов. – На этой линии будет апробирована вся система межмуниципальных перевозок. Мы сможем определить на будущее, какое количество транспорта еще надо приобрести, чтобы связать удобными и безопасными рейсами все районы республики с ее столицей".
Удалось узнать, что первый новый автобус выйдет из Алагира в сторону Владикавказа в 6 часов 30 минут утра 1 февраля. Транспорт теперь будет ходить строго по расписанию, независимо от наполняемости. "Ночевать" машина будет в Алагире, там есть необходимая площадка и все основные службы, осуществляющие мед- и техосмотры. Таким образом, удастся избежать холостого хода. На этом направлении в день будут работать 14 новых машин, которые будут выполнять по 5 рейсов. Последний рейс из Владикавказа пойдет в 21 час. Интервалы в часы "пик" – 10 минут, в остальное время – 15 минут. Вот такое техническое задание дано новым машинам. Специалисты говорят, что первый месяц – тестовый. Все недочеты и сбои будут отслеживаться, и на основании этого приниматься конструктивные решения.
Стоимость проезда останется прежней – 60 рублей. Кстати, в салонах установят валидаторы для безналичной оплаты.
Следующее направление для инноваций – Беслан.
За работой транспорта будут строго следить сотрудники АО "Автоколонна-1210". Как сказал ее генеральный директор Заурбек Караев, сейчас подвижной состав прошел первый техосмотр. Но автоколонна получила лицензии от производителей и на гарантийное обслуживание. Что касается водителей, то на межрегиональные рейсы нехватка мизерная, а вот на межмуниципальные люди нужны. Кстати, есть и желающие работать, и это связано с обновлением автопарка.
Ну что ж, в добрый путь. Кажется, транспортная проблема сдвинулась с мертвой точки. Приняты документы планирования, приобретается новый подвижной состав, в том числе, трамваи, укладываются рельсы, внедряются современные средства обслуживания. Процесс не одномоментный, но явно поступательный.