Достижение устойчивости бюджета за счет создания условий для развития налоговой базы, максимального вовлечения в налоговый оборот ранее неучтенных объектов налогообложения, повышения уровня собираемости налогов и неналоговых платежей – такую задачу ставит правительство республики.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную санкционным давлением, а также вносимыми в последние годы значительными изменениями в бюджетное и налоговое законодательство в части акцизов на крепкую алкогольную продукцию и вино, негативно отражающиеся на доходной части бюджета, в республике удается сохранить ежегодную положительную динамику наращивания налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РСО–А. А это, в свою очередь, способствует реализации основных задач, поставленных Президентом РФ, главой республики, в первую очередь в части социального развития.
Такой вывод подтверждают данные Управления Федеральной налоговой службы по РСО–А. В 2022 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей 22438,7 млн руб., что на 2497,1 млн руб. или на 12,5% больше поступлений 2021 года.
При этом надо заметить, что 89,9% бюджета Российской Федерации формируется за счет поступлений: налога на доходы физических лиц – 38% от общего объема поступлений, налога на прибыль – 14,4%, налога на добавленную стоимость – 14,4%, налога на имущество – 13,5%, акцизов по подакцизным товарам – 9,6%.
Из общей суммы налоговых платежей в федеральный бюджет перечислено 19,4%, в консолидированный бюджет республики – 80,6%.
Так, налогов и сборов в федеральный бюджет в текущем году поступило 4361,8 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с 2021 годом стал опережающим и составил 127%. Как и в 2021 году в структуре доходов федерального бюджета основная доля сформировалась за счет поступлений по налогу на добавленную стоимость – 74,3%.
В консолидированный бюджет республики в 2022 году поступило 18076,9 млн руб., что на 1 569,3 млн руб. или на 9,5% больше, чем в 2021 году. При этом доходы республиканского бюджета составили 12196,8 млн руб. А темп роста поступлений по сравнению с предыдущим годом составил 105,5%. В доход же муниципальных образований мобилизовано 5332,3 млн руб., что на 692,2 млн руб. или на 14,9% больше показателей 2021 года.
Самого большого по сумме налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет страны в текущем году поступило 8 531,6 млн руб., что на 804 млн руб. или на 10,4% больше, чем в 2021 году. А поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ в текущем году составили 3237,1 млн руб. с динамикой поступления к 2021 году 99,2%, что говорит об усложнившихся экономических обстоятельствах их деятельности.
Налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в 2022 году 3 239,8 млн руб., что на 615,2 млн руб. или на 23,4% больше поступлений 2021 года.
Что касается поступления акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Российской Федерации, то в текущем году они составили 2144,9 млн руб. И темп роста поступлений по сравнению с 2021 годом составил 110,5%. Налогов на имущество в 2022 году поступило 3026,7 млн руб. с динамикой 110,5%. Налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 82,0 млн руб., что на 15,0 млн руб. или на 22,3% больше поступлений 2021 года.
Поступления налогов на совокупный доход в 2022 году составили 1892,5 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с 2021 годом составил 136,6%.
Также в минувшем году поступило страховых взносов на обязательное социальное страхование, администрируемых налоговыми органами, в объеме 11809,4 млн руб., что на 1029,7 млн руб. или на 9,6% больше поступлений 2021 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 8675,8 млн руб. (109,5% к поступлениям 2021 года), Федерального фонда социального страхования 1029,2 млн руб. (109,4% к поступлениям 2021 года), Фонда обязательного медицинского страхования 2104,4 млн руб. (109,8% к поступлениям 2021 года).