Решение проблемы – строительство дороги в обход столицы Северной Осетии. К работам приступили в апреле 2021 года. Объект вошел в Государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Сейчас на нем задействовано 250 дорожных рабочих и 200 единиц спецтехники.
В своем Telegram-канале Глава Северной Осетии Сергей Меняйло сообщил, что "проект реализуют в три этапа и планируют закончить к концу 2024 года. Дорога пройдет западнее Владикавказа, будет начинаться от трассы "Архонская – Владикавказ", далее пройдет через дорогу "Владикавказ – Алагир" и выйдет на Московское шоссе на выезде из города. Строители возведут три двухуровневые транспортные развязки и семь путепроводов, два из которых – тоннельного типа. Объездная дорога поможет нам убрать с улиц Владикавказа транзитный транспорт и разгрузить городские дороги. А кроме того, это крупный объект транспортной инфраструктуры, который позволит динамично развивать такую отрасль экономики, как транспортный комплекс, делать ее эффективнее и конкурентоспособнее".
Ранее, в декабре прошлого года, в рамках этого проекта была введена в эксплуатацию бесплатная стоянка для отдыха водителей площадью, сопоставимой с габаритами 12 футбольных полей. Она расположена на подъезде к Владикавказу со стороны ст. Архонской и рассчитана на 650 машиномест: 400 тяжеловесных и 250 легковых.
Безусловно, такой масштабный объект не мог остаться вне поля зрения "СО", и мы пригласили к разговору директора филиала ФКУ Упрдор "Кавказ" в г. Владикавказе Чермена Губаева, который во время беседы не только рассказал, как обстоят дела на участках, ответил на вопросы, но и сопроводил свою речь показом всех мероприятий на карте, являющейся, без сомнения, главным атрибутом его рабочего кабинета.
– Чермен Хазбиевич, напомните, пожалуйста, когда объездная дорога начала строиться?
– В конце 2020 года прошел аукцион, был назначен генеральный подрядчик. Ну, а к основным работам приступили в 2021 году. Могу пояснить, что на сегодняшний день строительство объекта протяженностью 13,5 км разбито на три этапа. Первая очередь в обход Владикавказа, которая выходит на Архонскую дорогу, построена. Вторая очередь предполагается от Архонской до Гизельской дороги, третья – выход на Московское шоссе. Но нам в рамках госпрограммы удалось построить и трассу в обход г. Беслана. В общей сложности, когда мы завершим все работы, общая протяженность составит 35 км. Начинается дорога от населенного пункта Зилга и заканчивается выходом в районе супермаркета "Метро" на Московскую дорогу.
– Вы упомянули "Метро", и как раз недавно читатели "СО" обращались с просьбой разобраться, кто ведет там работы, в результате чего страдает дорога, ведущая на Западное кладбище. Ее засыпают землей, хотя она и так узкая. Может, поясните, это ваша организация? И что вы намерены там делать?
– Да, это мы. Скажу, что вопрос нам известен. Но население не осведомлено о том, что там делается, а иногда ему дают неточную информацию. На этом участке будет возводиться путепровод. Если буквально, то на дороге устанавливается "труба", и люди, как ездили или ходили, так и будут ездить. Граждане опасаются, что мы ее перекроем. Нет, существующая дорога остается без изменений, за это можно не беспокоиться. Сейчас там ведется выемка земли, но все будет приведено в порядок. А объездная пойдет выше, над ней. Это все предусмотрено проектом. Предваряя ваш вопрос, отвечу еще на один. Жители спрашивают, как будут попадать в садоводческое товарищество "Учитель"? На Московской дороге в районе спорткомплекса, где заканчивается объездная дорога, установят светофор. Там будут проложены внутриквартальные двухполосные дороги в асфальтовом исполнении для жителей садоводческих товариществ "Учитель" и "Дружба". Объездная дорога – в четыре полосы. В перспективе надеемся сделать там круговое движение. Вполне возможно, что городские власти запустят туда общественный транспорт.
– Следующий вопрос…
– Разрешите, я сам его задам от имени местных жителей. Почему разработали именно такой план трассы?
– Что не нравится?
– Не нравится, что она выходит в районе "Метро", а не идет дальше. Говорят так: вы дорогу сделаете, мы потеряем покой. Плюс к этому количество машин увеличится, отсюда возрастет и загазованность. Скажу, что раньше дорога шла ближе к городу, но из-за присоединения к Владикавказу земель Пригородного района ее пришлось отодвинуть. Как выйти на Московскую дорогу? Было предложение – на Реданте-2. В этом была определенная логика, но там находятся зеленые насаждения, лесной фонд, ущелье. Построить четыре полосы точно бы не получилось. И это бы потянуло за собой увеличение трассы на 5 км и порядка 12 млрд рублей дополнительных расходов. Второй вариант – в районе Канатной дороги. Но там болотистые земли и много частных домовладений. Почему мы пошли на "Метро"? В том районе "пустые" земли, не надо выкупать. Это сокращает расходы.
– Хорошо, а там, где пройдет дорога, разве нет частных домовладений? Да и что насчет загазованности?
– Количество транспорта не изменится, будь там две, четыре, шесть полос. Да и дорога уже была. Мы ее благоустраиваем и еще строим внутриквартальные дороги. А чтобы не было загазованности, установим защитные экраны. Еще одна проблема – под снос попадает порядка 35–40 домовладений. С ними будут заключены обоюдовыгодные соглашения и выплачена компенсация по рыночной стоимости. Далее им дадут время для приобретения нового жилья и выезда со старого места жительства. Поверьте, мы стараемся максимально оградить людей от различных неудобств.
– Давайте уточним, на какие средства строится объект?
– Исключительно на федеральные. Ни одной копейки из республиканского бюджета. Цена вопроса – 13,5 млрд рублей. Имею в виду трассу протяженностью 13,5 км.
– Что уже можете занести себе в актив?
– 50% всей трассы сделано. Согласно контрактным обязательствам ставим финальную точку в конце 2024 года. При условии стабильного финансирования, а глава республики поддерживает нас в этом вопросе, объект сдадим раньше срока.
– Конечно, мы не можем не упомянуть и стоянку…
– Стоянка бесплатная, на балансе федерального бюджета. Стоять можно кому угодно и сколько угодно. Разницы нет. Есть беседки, лавочки, стулья. В четырех местах оборудованы теплые туалеты. Никакой инфраструктуры нет. Купить пирожок не получится, т.к. мы не имеем права заниматься коммерческой деятельностью. Это федеральная земля. Но вопрос рассматривается, он актуальный.
– И в заключение, ваши планы на перспективу?
– Когда начинали строительство, Сергей Иванович Меняйло поднял вопрос: "Мы делаем объездную дорогу в четыре полосы, потом выходим на Московскую, а там две, получается "труба". Я высказал его озабоченность начальнику нашего Северо-Кавказского управления. Он согласился, что это не логично. Могу сказать, что в этом году пройдет аукцион, и дорога будет расширяться на четыре полосы вплоть до Реданта. Это еще 3,5 км. Получается, что весь обход Владикавказа в четыре полосы с полным освещением составит 17 км. В ближайших планах – от Реданта до Балты тоже сделать четыре полосы и продолжить обход Балты по руслу реки. Если говорить о других участках, то есть предложение расширить дорогу Владикавказ – Алагир хотя бы до поворота на Фиагдон. Трасса очень насыщенная, аварий много. Надо расширяться до четырех полос и делать разделительную. Полоса отвода позволяет. Также в этом году, надеюсь, что мы выполним все необходимые процедуры от Дарг-Коха до Брута и будем строить дорогу в четыре полосы. Следующий этап – от Дарг-Коха до Зилги. Есть и другие задачи.
– На ваши планы санкции не влияют?
– На сегодняшний день – нет. Наши подрядные организации укомплектованы всей техникой. Небольшие поломки исправляем собственными силами или покупаем детали, пока нет проблем. Основные материалы, которые мы используем, на 95% российского производства. Аналоги импортной электроники у нас есть. Все освещение – наше, североосетинское. Весь грунт и балласт, щебенка, песок – местные. И они самые лучшие. Единственное, что получаем из других регионов – битум и определенные добавки в асфальт.