Савва Кокиев родился 2 (15) августа 1850 года в с. Махческе горной Дигории, куда его семья переселилась из с. Садона Алагирского ущелья. В 1852 году Кокиевы поселились в новообразованном с. Вольно-Христиановском (ныне – г. Дигора РСО–А). С 1856 года Савва учился в сельской церковноприходской школе, с 1858 года – в алагирской двухклассной церковноприходской. С 1861 по 1866 год он обучался во Владикавказском духовном училище, с 1866 по 1869 год – в Александровской учительской школе (г. Тифлис).
С 1869 по 1891 год Савва Кокиев работал учителем приготовительного класса Владикавказского реального училища (до 1874 года – Владикавказская реальная прогимназия). В 1881 году он был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. В 1891 году С. В. Кокиева вынудили подать в отставку в связи с подписанным им прошением к обер-прокурору Святейшего синода К. П. Победоносцеву, в котором выражал протест против закрытия Владикавказского трехклассного училища с пансионом. Как неблагонадежный в политическом отношении он был выслан в г. Ташкент, где работал в Управлении Оренбургско-Ташкентской железной дороги. После подавления революции 1905 года С. В. Кокиев переехал в г. Ревель Ревельской губернии (ныне – г. Таллинн Эстонии), где служил на вагоностроительном заводе. В 1910 году он скончался в г. Ревеле, тело было перевезено в г. Владикавказ и похоронено на городском кладбище. Могила не сохранилась.
Осетиноведческая деятельность С. В. Кокиева во многом связана с выдающимся русским ученым В. Ф. Миллером. С. В. Кокиев принял участие в двух из шести научных экспедиций ученого в Осетию – в 1880 и 1883 годах.
Целью двухнедельной научной экспедиции В. Ф. Миллера в Алагирское и Дигорское ущелья летом 1880 года был сбор лингвистического, этнографического и фольклорного материалов для его будущей книги "Осетинские этюды". На армянском базаре В. Ф. Миллер и С. В. Кокиев купили для поездки бурку, переметную сумку для перевозки багажа верхом, башлык, провиант и из Владикавказа отправились в дорогу. В с. Салугардане они по предложению С. В. Кокиева остановились на несколько дней в доме его родственника, священника Алексия Гатуева. Собрав несколько фольклорных материалов, участники экспедиции отправились по Военно-Осетинской дороге в Алагирское ущелье. По дороге ученый записывал свои впечатления о поселениях, жилищах и землепользовании осетин.
В селе Нижний Садон В. Ф. Миллер и С. В. Кокиев остались на ночь. Вечером ученый записал от старика-садонца "Сказание о Даредзанах". 15августа (по ст. стилю) экспедиция, проехав с. Верхний Садон, перебралась через Згидский перевал в сторону Дигорского ущелья и остановилась в селе Камунта, одном из древнейших в Дигории.
В поездке С. В. Кокиев выполнял такую важную задачу, как поиск информантов, которые хорошо знали устное народное творчество. Сбор материала проходил продуктивно. В. Ф. Миллер записал от стариков (Григория и Иналука Дзилиховых, Бимболата Бозурова) несколько преданий и сказок, которые потом поместил в переводе на русский язык в первой части "Осетинских этюдов" (1881).
В. Ф. Миллер уделял внимание и археологическим памятникам. Осмотрев известный могильник у села Камунта, он приобрел у местных жителей несколько предметов из могильников. Пробыв в селении два дня, экспедиция направилась в сторону с. Стур-Дигоры, по пути побывав в селах Галиат, Уакац и Махческ. В селе Уакац В. Ф. Миллер в сопровождении С. В. Кокиева внимательно осмотрел надмогильные памятники.
В долине Уруха, у села Нар, они побывали на могиле, которую местные жители приписывали нартовскому герою Сослану. В с. Стур-Дигоре ученый записал от сказителей Айдаруко Цопанти нартовские сказания, от Баде Гобеева и Биаслана Хамицаева – несколько преданий. Эти фольклорные материалы вошли в переводе на русский язык в первую часть "Осетинских этюдов". При работе В. Ф. Миллера с информантами С. В. Кокиев помогал ему производить записи по-дигорски. Ученый писал: "Благодаря г. К. (господину Кокиеву. – Л. Г.) мне все-таки удалось записать отчетливо довольно много текстов, по которым можно судить о характере дигорского наречия".
На другой день В. Ф. Миллер и С. В. Кокиев отправились по старому маршруту в обратный путь, в Алагирское ущелье. Переночевав в канцелярии с. Махческа, они отправились в с. Галиат, где приняли участие в похоронах умершего от дифтерита мальчика, младшего сына галиатского старика, с которым познакомились ранее. После ночевки в Садоне по дороге проезжали мимо древней Нузальской церкви и крепости напротив с. Нузала. Далее направились в святилище Реком, где в тот день проходило ежегодное празднество. В. Ф. Миллеру удалось даже попасть внутрь святилища. Позже ученый составил довольно полное описание Рекома и праздника.
Сразу же после возвращения во Владикавказ В. Ф. Миллер подготовил статью "В горах Осетии", которая основывалась на его дневниковых записях, сделанных в экспедиции. В 1881 году статья была опубликована в московском журнале "Русская мысль".
При содействии Кокиева Миллеру удалось собрать богатый фольклорный материал, который был размещен в трех разделах первой части "Осетинских этюдов". При подготовке первого ("Сказания о нартах") ученый привлек его к проверке ударений в текстах. Высоко ценя помощь С. В. Кокиева, В. Ф. Миллер отмечал, что "его содействию мы обязаны отчетливым воспроизведением в транскрипции дигорских текстов, которые в нашем собрании впервые являются в печати".
Во второй раздел ("Сказки, местные предания и песни") В. Ф. Миллер поместил записанное по-дигорски С. В. Кокиевым "Посвящение коня", о котором известный историк-кавказовед Г. А. Кокиев писал: "Этот замечательный памятник, являющийся, кстати, в записи Кокиева наиболее полным и лучшим, был использован Миллером в его осетинских текстах". Материалами С. В. Кокиева ученый широко пользовался и в работе "Религиозные верования осетин", которая составила седьмую главу второй части его книги "Осетинские этюды" (1882).
Летом 1883 года Савва Васильевич принял участие в четвертой научной экспедиции В. Ф. Миллера в Осетию, которую тот совершал вместе с известным ученым М. М. Ковалевским. Первая часть проходила на территории современной Кабардино-Балкарии, вторая – в Северной и Южной Осетиях. Главной целью поездки в Осетию для В. Ф. Миллера было изучение южноосетинского говора и сбора лингвистического материала для осетинско-русско-немецкого словаря, для М. М. Ковалевского – сбор материалов по обычному праву осетин.
Североосетинскую часть экспедиции сопровождал С. В. Кокиев. По рекомендации В. Ф. Миллера он также выступил в качестве информанта М. М. Ковалевского. Кокиев предоставил ученому обширный материал по общественному и семейному быту осетин (семейная община, права и обязанности ее членов, раздел семейной общины, порядок распределения имущества, из которого выделяли доли для старшего и младшего братьев, брачное право, формы брака, взаимоотношения родителей и детей, права отца по отношению к детям, система родства, термины, обозначающие различные степени родства и др.) Он поделился с ученым своим опытом третейского судьи в конфликте за владение выгонным местом Харес, описал случай примирения кровников в одном из плоскостных селений Осетии, в котором в 1875 году принимал непосредственное участие. Информация С. В. Кокиева была широко использована М. М. Ковалевским в его капитальном труде "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (1886).
В экспедиции продолжился сбор словарного материала по осетинскому языку для будущего осетинско-русско-немецкого словаря В. Ф. Миллера. Для Кокиева эта работа началась летом 1880 года, когда ученый поручил ему составление осетинско-русского глоссария (словника) для словаря и создание авторского коллектива, способного выполнить ответственную работу по сбору словарного материала. В декабре 1880 года ему удалось завершить работу по составлению словника и переслать его В. Ф. Миллеру.
Созданный авторский коллектив включал как светских, так и духовных лиц. Кроме С. В. Кокиева в него вошли И. А. Толпаров, Н. М. Дигуров, И. Б. и И. Н. Шанаевы, Б. И. Туаев, С. А. Туккаев, священник Александр Цаликов и И. И. Дзампаев. К сожалению, создание словаря затянулось на многие десятилетия и было осуществлено уже после кончины В. Ф. Миллера, последовавшей в 1913 году.
Большой научный интерес представляют письма С. В. Кокиева В. Ф. Миллеру, которые содержат информацию по осетинской грамматике и ономастике, по ним можно судить и об их дружеских взаимоотношениях. Первое письмо ученому датировано 30 сентября 1880 года, затем идут письма от 21 октября 1880-го , 15 ноября 1884-го и 28 августа 1891-го.
Самая известная научная публикация С. В. Кокиева также связана с именем Миллера. В 1885 году он издал в первом выпуске "Сборника материалов по этнографии, издававшемся при Дашковском этнографическом музее", этнографическую статью "Записки о быте осетин". Редактором серийного издания был В. Ф. Миллер, ставший в 1885 году хранителем Дашковского этнографического музея.
При работе над статьей Всеволод Федорович оказывал С. В. Кокиеву консультативную помощь. Завершив работу над рукописью, он отослал ее ученому, который высоко оценил статью и дал несколько рекомендаций для окончательного литературного оформления.
В статье рассматривалась материальная и духовная культура равнинных осетин. В ее начале были обозначены темы, по которым она написана: "Устройство жилища; домашняя обстановка; посуда; музыкальные инструменты; одежда; вооружение; пища; земледелие; скотоводство; народная медицина".
С. В. Кокиев является также автором нескольких статей в областной газете "Терские ведомости" (с. Христиановское. Путевые заметки" (1881), "Калым у осетин" 1887), "Похоронные обряды у осетин" (1901).
Г. А. Кокиев в своей статье "С. В. Кокиев – этнограф осетинского народа", опубликованной в 1946 году в журнале "Советская этнография", отмечал, что он "…является одним из выдающихся просветителей осетинского народа второй половины ХIХ века и лучшим знатоком его этнографии". К сожалению, до сих пор не удалось найти фотографию этого замечательного представителя осетинской интеллигенции, сподвижника В. Ф. Миллера. Если у кого-то есть информация о фотографии С. В. Кокиева, просим сообщить по электронному адресу (e-mail: lagost@mail.ru).