Ирина КИНАСОВА, руководитель Центра социализации молодежи в Моздокском районе, психолог:
– Причины детской агрессии нужно искать в семье, где родители некорректно, скажем так, постоянно выясняют межличностные отношения в присутствии детей, не уделяя им должного внимания. Крик, взаимные оскорбления, рукоприкладство между взрослыми заставляют и детей перенимать такую же модель поведения уже в обществе со сверстниками. Как бороться? Воспитывать взрослы, однако не лишением родительских прав. Это только усугубляет судьбу детей.
Владимир ПРОНИН, пенсионер:
– Как дважды дедушка могу сказать одно: любая агрессия – это недостаток воспитания и контроля, если, конечно, у ребенка нет психических отклонений. Воспитание дается в семье, в детсадике, в школе… и на улице! И контроль должен вестись во всех этих местах: как ребенок играет и учится, как ведет себя на уроках и переменах, после школы, с кем гуляет и что творит вне дома…
А теперь спросите себя: что из этого вы делаете для своего ребенка?
Лариса ТАМАЕВА, г. Пятигорск:
– У нас приемный ребенок – просто чудо-девочка! Удочерили, когда ей было 4 года. С раннего возраста в ее поведении проскальзывали вспышки агрессии, которые можно было заметить по ее обращению с игрушками. Но мы вовремя обратили на этот тревожный звоночек внимание и прибегли к помощи психотерапевта. Сейчас Лизе 7 лет, она пошла в первый класс: иногда эмоции все-таки одолевают ее, но мы научились не выплескивать их на других людей, а работать над ними вместе. Помогают арт-терапия, проговаривание переживаний вслух, активное времяпрепровождение, чтобы выпустить пар… Но самое главное – это личный пример. Ребенок как губка впитывает повадки своих родителей.
Анна ДЗОДЗИЕВА, психолог:
– Мы часто слышим фразы "да это переходный возраст", "перерастет" и тому подобное. Так обычно выражаются взрослые, столкнувшись с признаками подростковой агрессии. Бесспорно, важным фактором в этом возрасте выступает гормональная перестройка организма, но также велика роль окружения и самих родителей. Как правило, агрессивность у подростка формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Родителям нужно стараться быть для ребенка другом и общаться на равных , с уважением, тогда он будет доверять вам. А это, пожалуй, самое ценное в детско-родительских отношениях.
Юлия ЕРИНА, сотрудница вуза, мать двоих детей:
– Я уверена, что корни детской агрессии лежат в семье и в семейном воспитании, которое получает ребенок. Если он с детства предоставлен сам себе или отдан на "откуп" ТВ, соцсетям, телефону и приложениям в нем, то постоянно будет видеть агрессивные модели поведения, которыми переполнены наши массмедиа. А так как критического мышления у ребенка еще нет и он не понимает, что такое "хорошо", а что такое "плохо", то и в семье, и на улице будет себя вести в полном соответствии с этими моделями, проявляя агрессию к сверстникам, родным и т.д. А вот если родители с детства занимаются воспитанием, уделяют ребенку достаточно любви, внимания и времени, он вырастет уравновешенным, спокойным, сдержанным и правильно реагирующим на всевозможные жизненные ситуации.
Лейла Д., студентка, г. Владикавказ:
– В моей семье злоупотреблял алкоголем отец. Хочу сказать, что это очень негативно сказывалось не только на взаимоотношениях родителей, но и на нас, детях. Мне было очень сложно учиться, делать уроки, чувствовать себя спокойно среди ровесников, потому что дома я постоянно испытывала стресс. От этого появлялось ощущение озлобленности на мир. "Почему у меня дома вот так? Есть же семьи, где все хорошо!" – думала я. Постепенно только с верой в душе удалось все испытания преодолеть. И дома тоже все наладилось, но порой, как вспомню, что было раньше, такие злость и обида накатывают. Слава Богу, все позади…
Лариса ХАТАГОВА, технолог:
– Как-то раз мне попался видеоролик, где воспитанник детского сада методично избивал сидевшую на стульчике воспитательницу. Он наносил ей удары ногами и руками в голову, а она только закрывала ее руками и говорила, чтобы он прекратил. Второй сотрудник снимал все это на телефон, говоря при этом, что они покажут это видео маме мальчика. Я тогда удивилась, что воспитатели не пытались остановить ребенка, а только уговаривали его перестать. Я на их месте хотя бы схватила его за руки, тряхнула хорошенько и вывела из комнаты.
Каково же было мое удивление, когда я прочитала в комментариях к видео, что детей нельзя даже хватать за руку и тянуть, не говоря о каких-то более серьезных мерах! Единственный способ прекратить подобное поведение – снять доказательства на видео, предоставить родителям и руководству садика и потребовать исключения такого ребенка из детсада. Но такой "либерализм" до добра не доводит и лишь поощряет агрессию.
Карина ЕЛИСЕЕВА, проектировщик:
– Дефицит внимания после появления младшего ребенка в семье – важный фактор. Когда родился младший, старшая была в первом классе. Ребенка как подменили – агрессия так и "перла" из нее, испортились отношения с друзьями, оценки "съехали" вниз. Пришлось обратиться к врачу, он посоветовал слабые успокоительные. Дочка действительно стала менее возбудимой, уменьшилась агрессивность, перестала просыпаться по ночам, учительница уже не так часто жалуется на нее...