Об истории создания этой теперь уже очень большой группы товаров "СО" рассказал генеральный директор ООО "ДА" Руслан КАРАЕВ.
– Любопытно, что идея создания линейки халяльной продукции пришла в голову не мне, выросшему в мусульманской семье, а моему партнеру Дмитрию Дюбуа. Именно он заметил, что на Кавказе, где живут много мусульман, практически отсутствует готовая продукция, отвечающая требованиям ислама.
К тому времени мы уже выпускали ряд наименований колбас, сосисок и деликатесов без свинины, но все же они не являлись сертифицированной халяльной продукцией.
– Для этой продукции есть отдельный ГОСТ?
– Скорее, я бы назвал это не ГОСТом, а самым требовательным ОТК! – улыбается Руслан Юрьевич. – Сначала мы даже не подозревали, насколько сложно нам будет выдерживать все требования к продуктам халяль. За разъяснениями и поддержкой мы обратились к муфтию Северной Осетии Хаджимурату Гацалову.
Он выслушал нас с интересом, но вместе с тем – и с некоторым недоверием. Его вполне можно было понять, потому что к тому времени рынок был уже наводнен завозной продукцией сомнительного содержания, но с надписью "халяль" и претензией на халяльность. Однако проверить подлинность соответствия этой продукции религиозным требованиям было попросту невозможно.
– Как же вы добились того, что продукция марки "Кочевники" получила одобрение Духовного управления мусульман Северной Осетии?
– Как я уже говорил, это было непросто. Первым условием, поставленным нам членами ДУМ СО, было построить совершенно новый цех. Вторым – передать весь контроль качества сырья и готовой продукции представителю ДУМ СО.
Оба условия требовали от предприятия слома стереотипов и прежних методов работы, больших инвестиций и, как потом выяснилось, немалых финансовых потерь.
– Чем же присутствие единственного человека так усложнило вашу работу?
– Представителем ДУМ СО стал истинный мусульманин и опытный производственник в сфере продукции "халяль", житель Кабардино-Балкарии Казбек Иналов. Начал он вот с чего. Поставщики сырья для нашей продукции имеют сертификаты, выданные им ДУМами разных субъектов. Несмотря на это, Казбек взялся за проверку изготовления сырья на соответствие сертификатам.
Результат был оглушительным: мы отказались от работы с несколькими поставщиками, вернули им сырье и забраковали немалую часть собственной продукции из этого сырья. И такое происходило не раз.
– Стоило ли идти на такие затраты, риски и потери?
– Для нашего предприятия производство продукции "халяль" – это не просто коммерческий проект, но и деятельность, имеющая духовное начало. Мы помогаем людям, исповедующим одну из основных религий в нашей стране, соблюдать ее каноны и быть полностью уверенными, что они не нарушают их, пользуясь нашей продукцией.
– Является ли для ваших покупателей полной гарантией соответствия продукции требованиям ислама надпись на продуктах, что они одобрены ДУМ Северной Осетии?
– Скажу откровенно: это приходится доказывать и сегодня, десять лет спустя, но теперь – все реже. А поначалу сомневающихся было немало.
Наша продукция расходится по всему Северному Кавказу, где много чего продается с названием "халяль", и далеко не все мусульмане готовы безоговорочно верить этой надписи. В звонках и письмах многие требуют подтвердить соответствие нашей продукции вплоть до желания увидеть процесс производства своими глазами.
Вот почему с первых дней начала производства продукции "халяль" мы открыли телефонную "горячую линию" по бесплатному номеру 8(800) 700-96-36, даем свой электронный адрес и отвечаем на все письма, рассказываем о производстве и показываем его на своем сайте kochevniki-halal.ru, в Инстаграме @kochevniki_halal, в СМИ и даже проводим экскурсии.
Все это мы называем "политикой открытых дверей", у нас нет и не может быть секретов от мусульман и всех наших потребителей любой веры. От ДУМ республики эту работу очень ответственно курирует заместитель муфтия Ибрагим Дзагуров.
– Какие плоды это принесло?
– Уже вскоре после начала работы цеха нам пришлось удвоить выпуск продукции, но и этого оказалось недостаточно. В 2021 г. мы начали его масштабную реконструкцию для увеличения объемов продукции в несколько раз и значительного расширения ее наименований. Сегодня их число превысило 150.
В частности, это новая линейка "Зеленый продукт" для федеральной сети магазинов "Вкусвил", включая Москву и Петербург. Это абсолютно экологичная и безопасная даже для маленьких детей продукция.
Сегодня торговые сети и магазины не просто заказывают наши продукты, а требуют. Ну а для продавцов в нашей республике действуют еще и особые, выгодные, партнерские условия.
– В географии продаж вашей продукции вы упомянули столицы. Тесно стало на Кавказе?
– Любое устойчиво работающее предприятие стремится к расширению. Благодаря высокому качеству продуктов марки "Кочевники" они оказались крайне востребованы не только у мусульман, но и у всех остальных покупателей.
Предприятие развивается по разработанной стратегии на 2023–2025 годы, и мы решили, что пришло время вывести марку на действительно серьезный, всероссийский и международный уровни.
В год 10-летия марки мы представили ее на юбилейной, 30-й международной выставке продуктов питания "Продэкспо". Она завершилась вчера в Москве и стала для нас не только дебютом, но и серьезным прорывом в расширении партнерских связей и географии распространения продукции.
– Что ж, поздравляем с выходом на всероссийскую и международную арены и желаем новых высот в качестве и объемах продукции!
– Спасибо большое. Мы – "Кочевники", а они рождаются и умирают в седле и никогда не знают покоя!
(На правах рекламы)