В них много интересного и поучительного, и мне захотелось рассказать о нем читателям. А начну я с письма:
"Дорогой Николай Асламурзаевич! С тех пор, как я покинул Фаснал и нашу милую школу, прошло так много лет, что успел заиметь собственную седину. Наступила та пора жизни, когда человек все чаще возвращается к анализу прошлого и, что греха таить, с грустью оглядывает мысленным взором события раннего периода жизни и участников этих событий.
Теперь, когда самому приходится учить других, когда уровень пищи в желудке перестал быть главным фактором в определении образа мышления при оценке фактов, событий и людей, я с особой теплотой и благодарностью вспоминаю вас как своего любимого учителя и требовательного воспитателя. Вот пока выводил эти путанные строки под наплывом чувств, я совершенно четко слышу ваш голос: "Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич Муронов…" или "Товарищ Дзилихов, культурный человек во время еды ложкой по столу не стучит"…
Я употребил весьма смело слово "благодарность": совершенно ясно, что это слово требует доказательства, каких-то подтверждений, доказательства в виде определенных поступков. Я приезжал в свою родную Осетию, но неорганизованность моя, которая, скажем прямо, является результатом моего воспитания и "следствием вашей работы", проносит меня мимо вашего дома. Правда, все это вызывает угрызения совести, но это не оправдание, а удел слабых. Думаю, что Аллах наконец даст мне силу в следующий раз на территории республики первым увидеть вас. При этом далек от мысли осчастливить кого-либо своим видом, я как эгоист получу огромное моральное удовлетворение, если увижу вас.
В знак глубокой благодарности за ваш благородный труд, за постановку нас, нерадивых, на священный фундамент просвещения, в частичное искупление моей вины, не имеющей оправдания, примите в дар образ своего незадачливого ученика.
Желаю счастья и здоровья!
Крепко обнимаю. Ваш Виктор Гацолаев. 10.8.1961 г."
И в Советском Союзе, и в современной России для того чтобы отметить заслуги учителя перед обществом и Отечеством существовали и существуют ордена, медали, нагрудные знаки, звания. Советское правительство высоко оценило заслуги Николая Асламурзаевича Цопанова за вклад в развитие образования – он был отмечен высшей государственной наградой – орденом Ленина, медалями, знаком "Отличник народного просвещения", Почетными грамотами Президиума Верховного Совета СОАССР, но самой ценной наградой для себя он всегда считал успехи своих учеников. И это письмо с фотографией, которое Николай Асламурзаевич получил от генерала Виктора Гацолаева, поздравительные телеграммы и открытки от заместителя председателя совета министров республики Ивана Гапбаева, полковника Бориса Хадонова и от многих сотен других своих учеников, их визиты к нему домой, искренние слова благодарности приносили ему массу положительных эмоций, ибо подтверждали правильность выбора профессии и верность служения ей.
Николай родился в декабре 1887 года в семье крестьян- середняков, с раннего детства его стали привлекать к сельскохозяйственным работам. Когда ему исполнилось 10 лет, родители отдали его в только что открытую галиатскую церковно-приходскую школу. "Так как подходящего здания в селе не было, то родители детей за плату сняли комнату с каменными стенами, земляным полом и земляной крышей, с одним окном без рамы, но со ставнями, с несколькими партами. Никакой наглядной агитации, таблиц на стенах не было, единственная вещь из учебного инвентаря – классная доска на стене. И в этом помещении занимались 39 учащихся. Через два года общество за свой счет построило здание с двумя большими классами и двумя комнатами для учителей. На передней стене появились икона Божией Матери и портрет царя. Парт, по-прежнему, не хватало, половине класса приходилось учиться стоя, но особо трудно было зимой, ибо холод был невыносимый. Но тяга к знаниям у нас была необычайной" (из воспоминаний Н.А. Цопанова).
В 1902 году Николай закончил начальную школу и после сдачи экзаменов был принят в Ардонскую духовную семинарию. После успешного ее окончания Николай был назначен учителем в Згидскую церковно-приходскую школу, а через год переведен в родное село Камунта, где работал с тремя отделениями учащихся за 25 рублей в месяц (к примеру, жалованье священнослужителя тогда составляло 50 руб. плюс доброхотные подаяния и земельный участок в 25–30 соток). Но не материальные блага, а жажда познания двигала тогда Николаем Цопановым. В сентябре 1911 года он поступил на экономический факультет Московского коммерческого института (впоследствии – Институт народного хозяйства имени Плеханова). Это учебное заведение было одним из двух в России, где разрешалось совместное обучение мужчин и женщин. Николай закончил вуз по педагогическому циклу и после получения диплома в сентябре 1915 года вернулся домой, в Горную Дигорию. В Фаснале, в зданиях бывшего Терского горнопромышленного акционерного общества на тот момент было открыто высшее начальное училище, куда Николай Цопанов был определен учителем русского языка и литературы. "Построенные Терским акционерным обществом здания в количестве 7 (4 двухэтажных и 3 одноэтажных, одно с паровым отоплением, одно с водопроводом и канализацией) после банкротства общества были приобретены гражданами Галиатского и Махческого приходов за 4000 рублей. Одним из четырех уполномоченных по покупке этих зданий был и автор этих строк. После Октябрьской революции здесь была школа второй ступени и функционировала она до 1921 года" (из воспоминаний Н.А. Цопанова).
В сентябре 1925 года Николай Асламурзаевич был переведен заведующим в Синдзикаускую школу 1-й ступени. Здесь новому руководителю пришлось начинать не с учебного процесса, а с обустройства помещения. Вместе с председателем сельского совета Черменом Фардзиновым разобрали старое здание, материал перевезли на более удобное место и построили помещение с более комфортными условиями, а уже на следующий год удалось совместно с родителями учащихся огородить участок и посадить фруктовые и декоративные деревья.
Но через четыре года, по настоянию обкома партии, Николай Асламурзаевич вернулся в Фаснал директором неполной средней школы. Ему удалось создать на редкость спаянный, работоспособный коллектив. Учителя В. Байтуганов, А. Дзотцоев, С. Годзоев, Г. Койбаев, К. Гапбаев, Х. Цаголов, К. Тотоев и другие, не жалея сил, добивались хорошей успеваемости, что не оставалось без внимания вышестоящего руководства. С 1 сентября 1937 года школа была преобразована в среднюю.
А Николай Цопанов был переведен директором в Хазнидонскую семилетнюю школу. И здесь он начал с улучшения условий обучения, на всех уровнях поднимая вопрос строительства нового здания. И уже в декабре 1939 года учителя и ученики справили новоселье, а к 1942 году школа стала средней.
10 августа, когда враг рвался к предгорьям Кавказа, Николай Цопанов был мобилизован в Красную Армию. В действующей армии он пробыл до октября, а затем заболел, и медицинская комиссия признала 55-летнего Н. Цопанова негодным к военной службе.
Время было трудное и уже с 1 октября 1943 года демобилизованный Николай приступил к исполнению обязанностей директора детского дома с. Дур-Дуре. Здание было разрушено, разграблено. И он начал с присущей ему настойчивостью восстанавливать помещения, налаживать работу, что за короткое время ему удалось
1 ноября 1944 года Николай Асламурзаевич был переведен в Урсдонскую среднюю школу завучем и преподавателем русского языка и литературы, а через год стал директором этого учебного заведения и работал здесь до 1957 года. Он очень многое сделал по восстановлению, улучшению условий в школе. За год до этого Николай Асламурзаевич был награжден орденом Ленина за свой самоотверженный труд по воспитанию подрастающего поколения.
После ухода на пенсию, несмотря на возраст, не сидел без дела, не терял связи со школой, до 80 лет продолжал работать на своем приусадебном участке, на колхозных полях, вырабатывая в отдельные годы до 150 трудодней.
Николай Асламурзаевич Цопанов оставил после себя яркий след, добрую память. О таких людях мы должны напоминать подрастающему поколению, особенно тем, кто выбирает для себя профессию педагога.