Так, уже в мае 1917 г. влиятельные круги горских народов (под этим подразумевали малочисленные коренные народы многонационального региона), собравшись во Владикавказе, решили вполне демократично провозгласить Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (определенные круги Дагестана продолжительное время обосновывали тезис о том, что он не входит в понятие "Северный Кавказ"). Таким образом, просуществовавший до 1920 г. союз фактически представлял собой коллективное многонациональное автономное образование в составе демократической Российской республики. А Северная Осетия, как и Кабарда, Балкария, Ингушетия, Чечня и народы Дагестана, была составной частью этой автономной национальной государственности.
Идея создания союза понравилась руководителям Временного правительства России, а А.Ф.Керенский, юрист по образованию, высоко оценил и его проект Конституции. Шло время, и в разгар Гражданской войны на Северном Кавказе большевики всячески препятствовали его становлению, а тем более развитию. Обострившиеся отношения между большевиками и руководителями союза привели к тому, что в 1918 г. в г. Батуми на международной конференции лидеры самопровозглашенной государственности объявили о выходе из состава РСФСР. В конечном итоге в 1920 г. лидеры и влиятельные сторонники союза были изгнаны не только с Северного Кавказа, но и из Грузии, где к тому времени у руля независимого государства стояли меньшевики. В Тбилиси представители Северного Кавказа находились в изгнании. Но и оттуда они были изгнаны большевиками в Париж и другие европейские страны.
Анализируя проблемы государственности Северной Осетии, необходимо отметить еще и то, что она входила и в другую национально-государственную автономную советскую структуру – Терскую народную (советскую) республику, просуществовавшую в разгар Гражданской войны на Северном Кавказе около года, то есть в 1918–1919 гг. Она была уничтожена под ударами Добровольческой армии генерала А.И. Деникина. Таким образом, если шире посмотреть на проблему государственности Северной Осетии, то можно привести еще и другие конкретные примеры, которые свидетельствуют о большом желании не только руководителей, но и простых граждан иметь основы государственности, быть частицей автономного образования в составе великой России.
С 7 июля 1924 г. решением высших органов советской власти РСФСР начинается самостоятельная автономная жизнь народов Северной Осетии в составе РСФСР. А по Конституции СССР 1936 г., где была провозглашена победа социализма в нашей стране, республика получила определенные привилегии, в том числе статус автономной в 1937 г. в составе РСФСР. Такие же привилегии и успехи получили Кабардино-Балкарская АССР и Чечено-Ингушская АССР, которые до этого были, как и Северная Осетия, лишь автономными областями. Только Дагестанская АССР продолжала оставаться автономной республикой с 1920 г. Что касается других республик Северного Кавказа, то они получили большие привилегии уже и тем, что получили статус именно республики. Проще говоря, все они получили возможность формировать высшие органы государственной власти на своих территориях, так как автономная республика по Конституциям СССР, РСФСР и автономной республики признавалась государством. Фактически уже это следует считать огромным достижением советской национальной политики и межнациональных отношений, советского национально-государственного строительства.
Как известно, все познается в сравнении. Если сравним судьбу миллионов людей, которые переселились с Кавказа в Османскую империю в 60-е – 70-е гг. XIX в. в качестве мухаджиров (вынужденных переселенцев), среди которых были и десятки тысяч осетин, а чеченцев, ингушей и кабардинцев – еще больше, то следует признать, что в современной Турции как в прошлом, так и в настоящем для них не издается даже газета на их родном языке, как нет радио и телепередачи на материнском. Об автономии они на чужбине даже не мечтают. Что касается Северной Осетии, то мы уже в 1937 г. получили собственные правительство, верховный суд, прокуратуру, высшие органы государственной власти. Это является огромным достижением СССР, а теперь – уже Российской Федерации, против которой влиятельные силы на Западе во все времена, а сейчас – тем более, настраивают нас. Конечно, здравомыслящие люди, какой бы национальности они ни были, прекрасно понимают, что это блеф. Но им на Западе занимаются настолько серьезно, что тратятся сотни миллионов долларов, чтобы блеф хотя бы где-то на пространстве Российской Федерации и особенно в странах СНГ эффективно сработал. К примеру, как в Грузии и на Украине. В этой связи хочу подчеркнуть, что следует усилить убедительную аргументированную и эффективную контрпропаганду, отличающуюся по характеру и смыслу от советской. Можно пожелать нашим руководителям, чтобы привлекали только компетентных специалистов для этой значимой работы. Будем помнить, что это важнейшая часть государственной работы, где, на мой взгляд, мелочей нет.
Валерий ДЗИДЗОЕВ,
доктор исторических наук, профессор.