Общественная наблюдательная комиссия по контролю за соблюдением прав граждан (ОНК) в местах лишения свободы на расширенном заседании Совета Общественной палаты РСО–А отчиталась об итогах своей работы в минувшем году.
В заседании приняли участие Уполномоченный по правам человека Тамерлан Цгоев, члены Общественной палаты РСО–А, представители УФСИНа, МВД, военной комендатуры, психиатрической больницы.
Общественной наблюдательной комиссией по соблюдению прав граждан в местах лишения свободы в 2022 году проведено более 50 проверок пенитенциарных учреждений республики.
"Еще в начале года мы наметили для себя план-график и, четко его придерживаясь, посетили, причем не раз, практически все учреждения, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные лица. А у нас в республике 18 учреждений закрытого типа. Мы с коллегами прежде всего обращаем внимание на условия содержания и материально-бытовое обеспечение заключенных, оцениваем соблюдение порядка оказания медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей, проводим прием по личным вопросам, оперативно рассматриваем поступающие обращения, беседуем с осужденными в неформальной обстановке. В целом все соответствует установленным нормам законодательства РФ. По отдельным выявляемым нами недостаткам в ответ на наши рекомендательные письма руководством УФСИНа предпринимаются оперативные меры", – рассказал председатель ОНК, Правобережного совета ветеранов г. Владикавказа полковник в отставке Валерий Гецаев.
Согласно презумпции невиновности человек, вина которого не доказана вступившим в законную силу приговором, считается невиновным. Соответственно он не лишается избирательных прав и может принять участие в голосовании. Члены ОНК в минувшем году в ходе сентябрьских выборов обеспечили общественное наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан в местах лишения свободы.
Председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова, поблагодарив членов Общественной наблюдательной комиссии за активную работу, отметила, что это сложная гуманитарная правозащитная миссия. Ее главная задача – не только вынести в публичную плоскость то, что происходит в стенах учреждений ФСИН, но прежде всего обеспечить соблюдение прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания.
Во многом благодаря общественному контролю в системе исполнения наказаний происходят значительные изменения: улучшаются условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, решаются вопросы совершенствования оказания медицинской помощи в местах лишения свободы, трудоустройства осужденных. Кроме того, при посещениях общественники оказывают консультационную помощь гражданам, участвуют в различных социально-профилактических мероприятиях. Члены ОНК поднимают острые проблемы и оказывают содействие в их решении. Таким образом, система исполнения наказаний становится более прозрачной для осуществления.
Во все времена государство изолировало людей, совершивших преступления, нарушивших закон и посягнувших на свободы, права личности и общественные интересы. Однако, лишь отправив преступника в места лишения свободы, ограничив его передвижение и контакты, невозможно решить вопрос его "безболезненного" возвращения в социум и адаптации к обычной жизни. В состав системы УФСИНа сегодня входят два исправительных центра и шесть уголовно-исполнительных инспекций. Исправительные центры сегодня – наиболее актуальное и перспективное направление работы, но их пока недостаточно.
Ситуацию призван изменить принятый недавно Закон "О пробации в РФ". Суть его в том, чтобы уже в стенах исправительного учреждения начиналась работа по ресоциализации осужденных. Пробация будет учитывать индивидуальные особенности, обстоятельства и потребности граждан. Человеку дадут возможность получить образование, социальные и медицинские услуги. Его будут консультировать по правовым вопросам, оказывать психологическую помощь и содействовать в налаживании социально полезных связей. Для этого предполагается ввести новую должность заместителя главы федеральной службы исполнения наказаний по службе пробации, которая станет отвечать за социальную адаптацию вышедших на свободу.
Как рассказал помощник начальника УФСИНа в РСО–А по соблюдению прав человека в учреждениях пенитенциарной системы Илья Дзадзиев, в 2022 году в рамках взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции с организациями различных форм собственности оказана помощь в трудоустройстве 398 осужденным; 10 получили материальную помощь; 14 помогли оформить документы; 2 несовершеннолетним оказана помощь в приобретении профессии; 316 осужденных получили психологическую помощь.
Член Общественной палаты РСО–А, главный нарколог республики Александр Газаев предложил расширить взаимодействие Республиканского наркологического реабилитационного центра с УФСИНом. Центр оказывает первичную медико-санитарную специализированную помощь осужденным, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости, проводит профилактические беседы с осужденными о влиянии наркотических средств и алкоголя на здоровье человека.
"Наркозависимый гражданин, освободившийся из мест заключения, может социализироваться в обществе лишь спустя три года после регулярного посещения наркодиспансера. Республиканский наркологический центр готов начать осуществлять эту работу еще в период пребывания в местах принудительного содержания: наблюдаться у врача-нарколога, проводить регулярные химико-токсикологические исследования. Так мы дадим возможность освободившемуся быстрее вернуться к нормальной жизни", – считает Александр Газаев.
Завершая дискуссию, Нина Чиплакова отметила, что региональная общественная палата оказывает всемерную помощь общественной наблюдательной комиссии. Сложная гуманитарная правозащитная миссия, которую выполняет ОНК, направлена на то, чтобы в нашем обществе стало больше справедливости, понимания и доброты.
Итогом многоаспектной дискуссии на площадке Общественной палаты РСО–А стала резолюция, включающая ряд принципиальных предложений. В их числе – расширение взаимодействия ОНК и Института уполномоченного по правам человека; совместный прокурорский, ведомственный и общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов заключенных, условий труда и быта; обмен опытом осуществления общественного контроля за соблюдением прав граждан в местах лишения свободы с другими регионами страны; использование потенциала государственного юридического бюро для оказания бесплатной юридической помощи и правового консультирования освобождающихся из мест заключения граждан; инициирование разработки региональных программ, направленных на создание дополнительных рабочих мест в учреждениях пенитенциарной системы; подготовка аналитических материалов по итогам общественного контроля в системе исполнения наказаний.