[I][B]Уважаемая редакция газеты "СО"!<br>Вы не раз нам помогали, поэтому мы опять решили обратиться к вам. Дело в том, что наши населенные пункты снова остались с 1 сентября 2022 года без транспортного сообщения с г. Моздоком. Мы все работаем в городе, добираться нам на работу не на чем. Неоднократно обращались в минтранс, и после обращения на телевидение (выходили в эфир в передаче "Комай-комма" 20 октября и 3 ноября ("Осетия-Ирыстон") нас заверили, что нашли нам перевозчика, но это продлилось всего месяц, в ноябре, и мы опять без транспорта. Обращались в администрацию г. Моздока, нам сообщили, что ищут нам маршрутку.
Убедительно просим вашего содействия, одна надежда на вас.
З. ВАРЗИЕВА, Ф. ДЗИДАХАНОВА. Ф. КАЛОЕВА (всего более 10 подписей), с. Веселое.[/B][/I]
В ситуации разбиралась наш собкор по Моздокскому району Лариса Базиева.
Жители сел АМС Веселовского сельского поселения Моздокского района не в первый раз пытаются обратить внимание средств массовой информации республики на проблему транспортного обслуживания. И это при том что все четыре населенных пункта – Ново-Георгиевское, Веселое, Комарово, Дружба – расположены в непосредственной близости от районного центра.
Почти три десятка больших и малых населенных пунктов с административным центром в г. Моздоке расположены в Моздокском районе по обоим берегам Терека. Одни из них практически срослись с райцентром, другие расположены на расстоянии 30 и более километров. Понятно, что сельскохозяйственных предприятий с постоянными рабочими местами там мало, и многим селянам на работу, учебу надо ездить в Моздок или более крупные населенные пункты.
Ни республиканского, ни муниципального специализированного предприятия по пассажироперевозкам в Моздокском районе нет. Транспортное обслуживание населения постепенно перешло в частные руки. И если вдруг частник сочтет для себя невыгодным этот вид бизнеса, он просто уходит с маршрута. Сразу найти другого невозможно: нужно организовать конкурсную процедуру и проч. А пассажиры страдают.
В соответствии со 131-м федеральным законом до 2017 года полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения Моздокского района исполняли районная и городская администрации, которые проводили конкурсы на осуществление регулярных перевозок пассажиров по маршрутам, созданным еще в советское время. А с 1 января 2017 года они были переданы Комитету по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО–А. Шесть лет спустя, с 1 января 2023 г., полномочия по организации пассажироперевозок вернулись на муниципальный уровень. Причем решением Собрания представителей г. Моздока городские власти эти полномочия также передали на районный уровень.
Начальник отдела по вопросам транспорта, связи, малого предпринимательства и торгового обслуживания АМС Моздокского района Сергей Меньшаев проинформировал:
– За шесть лет произошло много позитивных изменений: в целом улучшилось качество дорожного покрытия, открылась дорога во Владикавказ через Хурикау (самый отдаленный населенный пункт района), обновился автопарк школьных автобусов, выросло количество личных автомобилей. Поэтому есть объективные причины для падения спроса на пассажирский транспорт. По городским маршрутам наполняемость еще сохраняется. Более того, Моздок разросся, и уже надо думать о разработке и планировании маршрутов к новым микрорайонам. Что касается сельских маршрутов, то там тоже пассажирский транспорт работает стабильно за некоторым исключением. В бюджет 2023 года депутаты Моздокского района внесли изменения для выплат дотаций на малорентабельные социально значимые маршруты. Среди них – маршрут "Моздок – Ново-Георгиевское – Веселое – Комарово – Дружба".
В то же время ужесточаются требования к безопасности пассажирского транспорта, а современное техническое оснащение не каждому владельцу автобуса по карману. Недавно был случай, когда водитель после первого же штрафа отказался от маршрута. Почти на всех сельских маршрутах работают местные водители. В АМС Веселовского сельского поселения так называемый семичасовой маршрут работает. Там нужен еще один автобус по второму графику. Вместе с главой села Сергеем Дулаевым мы предлагали местным выйти на маршрут – никто не соглашается. Назначить частного перевозчика на тот или иной маршрут мы не имеем права. Систематически публикуем объявления в районных газетах, соцсетях. Но желающих пока нет. Хотя условия предлагаем приемлемые, ведь кроме пассажирской платы перевозчик будет получать дотацию из районного бюджета в размере 390 тысяч рублей в год. Расстояние маршрута – всего 16 километров. В ближайшее время будет объявлен аукцион на право осуществления пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам Моздокского района.