Да еще прибавилось рутины, о которой пишет В.Т. Бязырова, мой любимый учитель, в статье "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок" ("СО" от 25.01.2023 г.) Ей, заслуженному учителю РФ, лауреату Государственной премии СССР, верят, с ее мнением считаются, ждут острых, правдивых, пронзительных, эмоциональных публикаций и коллеги, и ученики, и их родители, и общественность. Так и эта статья, и следующая за ней публикация "Это касается всех" (от 08.02.2023 г.) вызвали широкий резонанс. Я слышала отклики многих читателей, все они разделяют убеждения Валентины Тимофеевны, согласны с ее конкретными предложениями по улучшению системы образования.
За моими плечами учителя русского языка и литературы (надеюсь, можно понять, почему я выбрала этот путь в жизни) более 30 лет работы в школе. Всю жизнь я занималась любимым делом, трудилась с полной самоотдачей. Но сколько ненужного приходилось делать мне как учителю, не раз опускались руки… Оглядываясь назад, повторяю слова В.Т. Бязыровой: "И как сегодня жаль напрасно потраченного времени, погибших сил, потерянных надежд…"
Неужели наши чиновники не понимают, что учитель – человек? В сутках и у него 24 часа. Для творческой деятельности педагогу самому необходимо развиваться, совершенствоваться, ходить в театры, музеи, на концерты, дышать свежим воздухом, наконец. Общаясь с коллегами, знаю, что им некогда, не до того… И с учениками по-настоящему заниматься некогда! Бумаги (часто с пометкой "срочно") заполонили: справки, списки, графики, бесконечные отчеты, электронные журналы, планы и конспекты уроков, аттестации, контроль "горе-исполнителей" со стороны самых разных инстанций… Поэтому и не задерживаются в школах молодые учителя.
Помню, и я пережила такую "проверку" на своем веку. Кто учитывает реалии сегодняшнего дня? В чем вина учителя, если находят несоответствие? У кого бумаги в порядке, тот и работает, значит, хорошо. Сколько формализма, бюрократизма во всем этом. Пора опомниться всем, пока не поздно! Из уже хорошо забытой старой советской системы образования надо вернуть лучшее. Советская школа давала ученику достойное литературное образование. Сегодня трудно назвать литературу "учебником жизни". Кроме перечисленных в статье Валентины Тимофеевны писателей А. Гайдара, Н. Островского, А. Фадеева, М. Шолохова, В. Каверина, Б. Васильева и других, которых "вышвырнули" из программы, необходимо вернуть в школу Б. Полевого, В. Катаева. "Повесть о настоящем человеке", "Сын полка" – это ли не те книги, которые воспитывают человека, любящего родную землю и способного ее защитить? Как больно слышать, что школьники мало читают, не вникают в содержание прочитанного, не учат наизусть. Ведь поэзия – "лучшие слова в лучшем порядке". Я не против Интернета, сегодня он необходим. Но гаджеты не научат сочувствию, сопереживанию, соучастию… Есть опасность вырастить из учеников бездушных роботов с клиповым мышлением. Спасение – умная книга, "восьмое чудо света". Именно так названа одна из книг В.Т. Бязыровой.
Я взываю от имени всех моих коллег: "Перемены необходимы!" В самой системе образования прежде всего. И чем раньше это произойдет, тем лучше для всех. Тысячу раз прав поэт С. Баруздин:
Мы с вами за все в ответе.
За мир, за улыбки эти,
За счастье детей на свете
В ответе и ты, и я.
Какими вырастут дети,
Такою станет земля…
Очень надеюсь на перемены, которые поднимут престиж образования, престиж благородной и самой нужной и важной профессии на Земле – учителя. Год пролетит быстро!